НовостиСобытияКонференцииФорумыIT@Work
Идеи и практики автоматизации:

Блог

Софт, JSF и воробьи

Сергей Бобровский
06.12.2010 10:53:11

В ноябре Lockheed Martin заключила очередной контракт на поставку 31 истребителя F-35 JSF для ВМС США на сумму 3,5 млрд. долл. (машины должны быть поставлены к марту 2013-го). Ранее корпорация уже подписала договоры на поставку 10 JSF для ВВС (1,1 млрд. долл.), 16-ти -- для морпехов (1,7 млрд. долл.), четыре палубных для ВМС (582,1 млн. долл.) и один для Англии (117,6 млн. долл.).
Самое интересное в этом контракте -- информация о проектных ресурсах. В создание JSF восемь стран инвестировали 4 млрд. долл., а сегодня машины собираются цепочками 900 поставщиков и на 127 тыс. рабочих мест. При этом 80% функциональности схожей машины F-22 (в F-35, вероятно, еще больше) реализовано в софте.

Объем ПО в аэрокосмической промышленности вырос в 100 раз с 60-ми годами -- тогда авионика обходилась 50 тыс. строками кода на Си, а сегодня на борту F-35 работает 6-8 млн. строк кода.
Для F-22 существенный объем кода создавался на Аде, и первоначально, в 2001 г., и F-35 намеревались программировать на ней же. Для этого были приобретены лицензии на ОС РВ Integrity фирмы Green Hills и ее же среду разработки AdaMulti 2000. Немало готовых программных наработок для F-22 (который, впрочем, пока еще нигде не воевал, и его возможности в реальных боях с серьезным противником не тестировались) было задействовано и в проекте F-35, однако потом было принято решение все полностью переделать на Си/С++ -- причем отказались не только от "военных" языков программирования, но и от процессоров MIL-STD-1760 в пользу коммерческих PowerPC.

Причины этого называются странные: и нехватка программистов на Аде, и быстрое развитие сред разработки на С++. Однако это "быстрое развитие" оказалось как раз шагом назад: отказавшись от готовых средств обеспечения надежного кода в среде Ada-95, Lockheed Martin пришлось даже создавать собственный стандарт безопасных С++. Правда, потери от такого перехода компенсировались удачным внедрением бережливого аджайла, который ускорил программирование в четыре раза (а был отлажен при создании военно-транспортного самолета C-27J "Спартан").

В итоге же чуть более, чем 50% кода проекта JSF написано на Си (как и 30 лет, когда софт для F-16 сделали на Си), около 40% на С++, на ассемблере 7%, и 3% на Аде. При этом непосредственно на авионику истребителя пришлось 34% всего кода (то есть около 2 млн. строк кода), на наземные службы и суппорт -- 17%, на логистику -- 15%, на тренажеры и обучение -- 34%.

Вернемся к самому интересному. Типовая производительность среднего программиста -- 10 строк кода в час. Тогда создание 8 млн. строк кода -- это 300 человеко-лет. Пусть специфика проекта усложнит трудоемкость на порядок (хотя это будет безобразие smile:) ). Но и тогда тысяче разработчиков индийской квалификации потребуется три года, чтобы закодировать нужную функциональность (среди которой, например, радиоэлектронное подавление работы выборочных систем машин противника, вплоть до сжигания бортовой авионики лучом радара).

Всего в жизненном цикле проекта задейстовано 127 тыс. человек -- то есть 80% ключевой функциональности реализуется менее чем одним процентом доступных ресурсов. Соответственно, можно предположить, что развитие в этой и схожих сферах будет происходить в направлении удешевления используемых материалов, процесса производства и сборки физических элементов с одновременной автоматизацией всего (например, распознавание цели и решение на открытие огня машине придется принимать самостоятельно, человек будет слишком тормозить). Пилот если и останется в кабине, то уже не как главный управляющий, а как вспомогательный элемент, многие циклы управления которому из-за низкой человеческой "скорострельности" уже физически недоступны.

К машинам шестого поколения относят гиперзвуковые аппараты, способные выходить в космос, но если удастся их оснастить оружием направленной энергии типа лазерного, сверхманевренность потеряет смысл, и на первый план выйдет способность первым обнаружить машину противника. Это будет возможно лишь при интеграции самолета в единый многофункциональный комплекс наземно-воздушно-космической разведки реального времени. Но его создание, очевидно, крайне сложно и ресурсоемко (а в некотором смысле тупиково, потому что альтернативные технологии развиваются весьма быстро). Например, даже обычное обслуживание F-22/35 обходится очень дорого, потому что капризная электроника и стелз-покрытие боится пыли и требует специальных ангаров с кондиционерами; подготовка к вылету занимает десятки часов, и так далее.

Поэтому наверняка появятся альтернативные контр-системы типа стай беспилотников -- дешевых, быстро заменяемых, не боящихся никаких перегрузок и поэтому опережающих пилотируемые машины в скорости, малозаметных и умных, получающих информацию от своих миниатюрных собратьев из космоса и от наземных радаров, действующих скрытно и самостоятельно. Софт в таких системах будет определять 90++% их возможностей, а остаток придется на легкий и экономичный движок и материалы, обеспечивающие эффективную площадь рассеяния на уровне 0,001 кв м -- как у баклана, или даже у воробья.

Комментариев: 0

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут добавлять комментарии