НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
Интернет вещей:

Блог

IoT как услуга

С одной стороны, все соглашаются с предсказаниями блестящего будущего интернета вещей[spoiler]: по прогнозам Gartner мировые затраты на развертывание IoT-решений практически утроятся с 737 млрд. долл. в 2016 г. до 2 трлн. долл. в нынешнем.  С другой стороны, направление это еще очень молодо, и возможные бизнес-модели его использования продолжают активно обсуждаться. Свои соображения высказал по этому поводув InformationWeek Сет Бирнбаум - CEO одной из ведущих американских страховых компаний Everquote.

Разумеется, говорит он, в первую очередь, о своей отрасли. Обсуждая применение IoT-сенсоров и телематического оборудования он приводит примеры автострахования, где с их помощью можно контролировать качество вождения того или иного водителя, страхования недвижимости, при котором будет учитываться оснащение дома умными датчиками и устройствами, снижающими вероятность аварий и краж. Для страхования здоровья и жизни не лишними будут показания персональных датчиков, фиксирующих важные параметры функционирования организма.

Более любопытен другой тезис Сета Бирнбаума. Все упомянутые IoT-устройства могут параллельно использоваться в совершенно разных сервисах, предоставляемых иными провайдерами. К примеру упомянутые персональные датчики могут применяться организациями здравоохранения для контроля состояния пациентов и оказания им своевременной помощи или онлайновых консультаций. В автотранспортной отрасли те же датчики, можно нагрузить функциями контроля оптимальности использования техники (скажем, отклонений от предписанного маршрута) и соблюдения принятых на предприятии режимов эксплуатации. Как мне кажется, все это со временем приведет к структуризации IoT: одни компании будут производить такие устройства, другие их устанавливать и подключать, третьи собирать все генерируемые данные и продавать их тем или иным провайдерам услуг. Благодаря этому любой IoT-объект, не будет жестко привязан к поставщику какой-то услуги, а останется открытым для все новых и новых областей применения. Я бы даже рискнул назвать такую модель - IoT как услуга.
Митин Владимир
Ничего не имею против термина IoT, но он обозначает не технологию, а концепцию.

Поэтому на базе IoT ничего нельзя построить: ни “железный” девайс, ни программный продукт, ни услугу.  Эта концепция может лишь вдохновить разработчиков “софта” и/или “харда” на те или иные решения как для “живых душ”, так и для движимого или недвижимого имущества.

Одним словом, нельзя говорить о рынке IoT без пояснения того, что именно под этим рынком подразумевается.


В октябре прошлого года Александр Прохоров, аналитик (cначала IDC, а затем Huawei) и автор очень интересных рассказов (например,"Игры для взрослых") опубликовал великолепный обзор “Рынок IoT. Оценок много, нет консенсуса” В нем обращается внимание на многократные отличия в оценках IoT-рынка и на то, что весьма оптимистичные прогнозы роста этого рынка плохо стыкуются с весьма умеренными прогнозами мирового рынка ИКТ.

На мой взгляд, наиболее объективную и внятную оценку мирового ИКТ-рынка дают “Колеса Forrester”, содержащие шесть основных сегментов и десятки подсегментов. Так вот – аналитики Forrester Research не выделяют рынок IoT в какой либо отдельный сегмент или подсегмент мирового ИКТ-рынка. И правильно делают!

Можно также добавить, что среди приоритетных направлений Национальной технологической инициативы (НТИ)  нет такого направления как “Интернет вещей”. Специалисты АСИ (Агентства стратегических инициатив) говорят: “Интернет вещей – это бренд, а не технология”. Cовершенно справедливое мнение. Как и мнение специалистов АСИ о том, что “роботизация -- это слишком общий термин. Внутри данного термина находится много технологий, которые следует рассматривать как отдельные”.

Одним словом, как уже отмечал, не надо смешивать все в одну кучу и упоминать IoT всуе, а надо говорить об "умных домах", "умных транспортных средствах", "умных нательных устройствах" и прочих “умных вещах”, относящихся к отдельным и вполне понятным категориям. Основные категории потребительских интернет-вещей (CIoT) перечислены здесь. А вот удачной классификации промышленных интернет-вещей (IIoT) пока никто не предложил…  :(

Свинарев Сергей
Меня, конечно же, смущают астрономические цифры типа 2 трлн. долл. Однако, справедливости ради, следует признать, что никто при этом не говорит явно о IoT-рынке: в частности, в данном случае - это "мировые затраты на развертывание IoT-решений". Т.е. решений в которых будут применяться IoT-объекты. Давайте по аналогии скажем о "мировых затратах на развертывание решений, использующих, например,  электронные компоненты". Тут цифры будут на порядки более высокие, но они будут относиться к общим затратам, а не к стоимости используемых там электронных компонентов.
Митин Владимир
в данном случае - это "мировые затраты на развертывание IoT-решений"
Тогда возникает не менее легкий вопрос: “Что считать IoT-решением?”  :)

Cмотрите: дело идет к тому, что скоро практически все автомобили станут умными, то есть подключенными к Сети. Так что – все доходы автопроизводителей включить в рынок IoT-решений?  :)  Кто-то сказал, что современный автомобиль -- это компьютер на колесах... Поэтому доходы автопроизводителей можно отнести и к ИКТ-рынку... : :)