НовостиОбзорыСобытияIT@WorkРеклама
ИТ-менеджмент:

Блог

Российские топ-менеджеры больше западных думают о цифровизации своих предприятий и меньше – о сохранении и увеличении персонала

Это следует из итогов опроса 88 руководителей (CEO) крупных российских предприятий, проведенных компанией PwC и обнародованных 31 января.[spoiler] Данный опрос был частью глобального опроса, который проводился среди руководителей 1379 предприятий из 79 стран (в том числе 88 предприятий России), годовая выручка которых превышает 10 млн. долл.



Структуру респондентов этого опроса (он проводился с целью изучения состояния бизнес-климата в различных государствах) вы видите ниже.


Источник: PwC, 31 января 2017 г.


В буклете, содержащем основные итоги данного опроса (он озаглавлен “С надеждой всматриваясь вдаль”), среди прочего, говорится: “Предвидя дальнейшее обострение конкуренции на внутреннем рынке, главы российских корпораций делают ставку на новые технологии, улучшение обслуживания клиентов и внедрение инноваций. Причем в намерении активнее внедрять цифровые технологии они лидируют, опережая всех”. Причем стремление к внедрению новых технологий у них даже выше стремлений к улучшению качества обслуживания клиентов и к наращиванию конкурентного преимущества. Странно это, не правда ли? Ведь внедрение цифровых технологий должно быть не самоцелью, а лишь средством достижения тех или иных бизнес-целей.


Источник: PwC, 31 января 2017 г.

Тут, конечно, можно долго рассуждать о том, что стратегические цели практически всегда вступают в противоречие с тактическими и если нет уверенности в завтрашнем дне, то возникает желание при минимуме вложений заработать как можно больше и как можно быстрее. Ну а там видно будет… Речь, однако, сейчас не об этом… И даже не о том, что дальновидные западные менеджеры уже сейчас озабочены не столько внедрением цифровых технологий (все это достаточно быстро может быть скопировано конкурентами), сколько поиском креативных людей, способных придумать принципиально новые товары и принципиально новые услуги, на которых можно неплохо заработать.

Интересно отметить, что при повышенном интересе наших соотечественников к цифровым технологиям у руководителей крупных российских предприятий степень уверенности в завтрашнем дне уже в течение многих лет заметно ниже, чем у их коллег из многих других стран. Что и иллюстрируют две диаграммы, которые вы видите ниже.


Источник: PwC, 31 января 2017 г.


Источник: PwC, 31 января 2017 г.

Также интересно отметить, что у многих руководителей крупных компаний стремление к внедрению новых технологий (в том числе, к цифровизации своих бизнесов) мирно уживается со стремлением к увеличению количества штатных сотрудников. Так например, 54% американских респондентов исследования PwC предполагают, что в нынешнем году численность персонала их компаний увеличится. Так же думают 52% топ-менеджеров из стран ЕС. А вот доля CEO-россиян, прогнозирующих в 2017 г. увеличение штатов своих предприятий, заметно меньше, и составляет всего 36%.

Что же касается доли CEO, прогнозирующих сокращение количества сотрудников своих предприятий, то здесь наши руководители (с показателем в 21%) опережают своих коллег из стран ЕС (17%) и США (18%).


Источник: PwC, 31 января 2017 г.

Для полноты картины необходимо отметить, что в условиях внедрения новых технологий, заменяющих порой не только физический, но и умственный труд, сохранение и увеличение количества штатных сотрудников требует заметных инвестиций.

Так например, 31 января председатель правления ГМК «Норильский Никель» Владимир Потанин во время рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным отметил: “У нас стартовала долгосрочная программа развития, рассчитанная до 2023 года. В результате реализации этой программы у нас должен увеличиться объём производства руды в полтора раза, объём обогащения – почти в два раза. И должно произойти очень серьёзное омоложение мощностей… Для сохранения стабильности в коллективах, выполнения коллективных договоров в этот срок в компании  будет создано порядка трех тысяч дополнительных рабочих мест, для того чтобы процессы модернизации не привели ни к каким осложнениям социального характера. Это потребует инвестиций порядка 1 триллиона рублей, из которых 250 миллиардов пойдут на мероприятия экологической направленности...”.

И далее: “…облик нашего работника за последние 10–15 лет изменился. Это стал гораздо более требовательный россиянин, которому необходим уже и широкополосный интернет, и определённые услуги в городе… Кроме того, в связи с техническим перевооружением необходима переподготовка людей, повышение их квалификации. В частности, при закрытии никелевого завода нам удалось перераспределить с этого производства на другие около 1600 человек. При этом 1000 человек из них прошли переподготовку, и примерно половина даже получили новые специальности…”.

Владимир Путин спрашивает: “Как у вас складываются в этой связи отношения с региональными властями или, может быть, даже с федеральными? Есть какой-то совместный план работы в области кадров?”

На что Владимир Потанин отвечает так: “Откровенно говоря, совместный план, который был бы эффективен, у нас на настоящий момент пока не выработан”.

Впрочем, взаимодействие предприятий и органов госвласти в области того, что делать с кадрами, которые станут или уже становятся жертвами четвертой промышленной революции, тема отдельного разговора. Не исключено, что некоторые пути решения этой проблемы будут обозначенные в госпрограмме “Цифровая экономика”, которая, как мы уже отмечали, должна быть разработана в срок до 11 мая 2017 г.