В 2018 г. большинство предприятий осознает, что ИИ и другие новые технологии потребуют напряженной работы.

Посмотрите направо, посмотрите налево. Вы увидите руководителей ИТ-подразделений, размышляющих над переходом к искусственному интеллекту (ИИ). В большинстве организаций бездействие считается недопустимым. Однако, когда предприятия запускают пилотные проекты в области ИИ или получают первые результаты, медовый месяц заканчивается. Они перестают наивно прославлять технологии ИИ как панацею. Им необходим более прочный фундамент из данных. Они недооценивают требуемый уровень знания бизнеса. Они не предвидели, какие потребуются ресурсы. Наконец, предприятиям необходимо переосмыслить свои модели ведения бизнеса. Правда в том, что ИИ — это трудно.

Forrester предсказывает, что в 2018 г. большинство предприятий начнет сталкиваться с суровыми фактами: ИИ и все прочие новые технологии вроде больших данных и облачных вычислений по-прежнему требуют напряженной работы. Наши прогнозы на 2017 г. по поводу данных и аналитики указывали на ИИ как на искру, из которой разгорится революция в понимании. Прогнозы оправдались. Доля опрошенных, сообщивших, что их фирма изучает ИИ, выросла с 40% в 2016 г. до 51% в 2017 г. Но успех дается нелегко. 55% фирм еще не получили от ИИ каких-либо ощутимых результатов для бизнеса, а 43% заявили, что пока рано об этом говорить.

В чем проблема? ИИ — это не то, что работает сразу после подключения. Пока фирмы не начнут правильно планировать, развертывать и управлять, новая технология ИИ будет давать в лучшем случае мизерные преимущества, а в худшем приводить к неожиданным и нежелательным результатам. Если CIO и директора по данным серьезно относятся к идее сделать знания своей главной движущей силой, то в 2018 г. они должны осознать, что упрощенные подходы вроде «хватай-таскай» позволят лишь поскрести по поверхности тех преимуществ, которые предлагает новая технология.

В выпущенном 13 ноября прогнозе развития ИИ в 2018 г. Forrester предоставляет CIO, работающим над инициативами в области данных и аналитики, практические и конкретные рекомендации, как действовать применительно к ИИ. Мы предсказываем, что в 2018 г. ИИ будет различными способами определять деятельность предприятий. Вот только некоторые из них.

  • ИИ изменит характер инноваций в области аналитики и бизнеса. Четверть фирм дополнит аналитику типа «наведи курсор и кликни» разговорными пользовательскими интерфейсами, а в 20% фирм ИИ будет принимать решения и выдавать инструкции в реальном времени.
  • Среды больших данных получат дальнейшее развитие или разделят судьбу устаревших систем управления данными. В 2018 г. треть предприятий лишат свои озера данных пожизненной поддержки, половина фирм примет стратегию «облака прежде всего» применительно к аналитике больших данных.
  • Для стимулирования знаний фирмы изменят традиционные должности работающих с данными и аналитикой. Две трети фирм создадут центры превосходства знаний о клиентах (customer insight centers of excellence), в 2018 г. появится новая важная должность инженера данных (data engineer).
  • Рынок знаний станет сложным, как трехмерные шахматы. Объем рынка знаний как сервиса (Insights-as-a-Service, IaaS) удвоится, в 2018 г. 80% фирм станут получать определенную долю знаний благодаря провайдерам сервисов знаний.

В 2018 г. CIO осознают, что новые технологии вроде ИИ требуют напряженной работы. Перспективно мыслящие организации создадут новые должности и процессы, чтобы полностью воспользоваться их преимуществами — не просто отказываясь от старых архитектур, а полностью меняя свои операционные модели, чтобы они соответствовали новой волне технологий.

Версия для печати