Некоторые компании, такие как Ford, уже чувствуют отдачу от своих инвестиций в виртуальную реальность (VR), однако автомобильное предприятие развивает эту технологию 30 лет. Есть мнение, что для разогрева рынка необходимо создать массовый продукт.

На мероприятии VRX Conference and Expo, проходившем 7–8 декабря в Сан-Франциско, некоторые из наиболее активных сторонников внедрения технологий виртуальной реальности (VR) предостерегли аудиторию от преувеличенных ожиданий.

«Мы не хотим создавать ажиотаж вокруг этой технологии и заявлять, что она решит все проблемы», — сказал Фрэнк Сокви, главный управляющий подразделения виртуальной реальности и игр Intel. В ходе панельной дискуссии по сценариям корпоративного применения VR он указал на ряд ограничений технологии в плане ее возможности выражать взаимодействия реального мира.

«Когда вы на меня смотрите, возникает ощущение присутствия, — сказал Сокви. — Если ваши глаза не смогут установить зрительный контакт с другой персоной в виртуальном пространстве, то ощущение присутствия будет утрачено».

По мере постепенного добавления в VR новых элементов различных ощущений чувство реальности усиливается, отметил он. Скажем, некоторые VR-системы используют технологии, помогающие формировать эффект присутствия, такие как 360-градусное пространственное аудио и средства имитации тактильных ощущений.

VR возможно никогда не станет идеальной имитацией реальности, но ей и не обязательно быть таковой, сказал Джон Баззел, президент лаборатории иммерсивного опыта YOU ARE HERE, помогающей компаниям входить в контакт с клиентами. По его словам, «наши мозги очень адаптируемы и желают верить».

Однако достижение реалистичности восприятия не столь важно, как те проблемы предприятий, решению которых могла бы помочь VR.

«В корпоративном мире виден значительный рост исследований и разработок. Многие компании ищут решения проблем, которые ранее были для них не решаемы», — сказала Стефани Ламас, руководитель подразделения Immersive Technology Insights фирмы SuperData Research. Однако о VR, отмечает она, многие предприятия не задумываются.

Проведенные SuperData Research опросы корпоративных пользователей по применению VR выделяют в числе главных сфер интереса обучение и имитацию. «Мы считаем обучение важной частью маркетинга и продаж в сфере VR», — сказала Ламас. А что касается имитации, то ритейлеры, риелторы и другие продавцы уже давно предлагают виртуальные туры по товарам и объектам собственности.

В сфере обучения имеется немало нишевых решений. Например, компания Interplay Learning разработала приложение VR-in-a-Box, которое помогает обучать работников, занимающихся системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха и солнечной энергетики, умению управлять оборудованием и исправлять его неполадки. Чтобы сделать затраты заказчиков более управляемыми и поощрять пробное использование своего приложения, компания предлагает недорогую программу аренды — всего 125 долл. в месяц. «Это что-то вроде экскурсии, где по ходу дела вы можете экспериментировать и учиться», — сообщил CEO компании Дуг Донован.

Отраслевой аналитик Тим Баджарин высказал мнение, что VR (как и родственные технологии дополненной и смешанной реальности) находит наибольший успех в нишевых областях. Хотя здесь обычно требуются специальные очки или шлем, он назвал одной из самых впечатляющих из виденных им VR-демонстраций 3D-имитацию процесса операции на сердце, созданную компанией zSpace.

На одной из сессий конференции Элизабет Бэрон, технический специалист Ford по VR и продвинутой визуализации, рассказала о прогрессе в использовании ее компанией VR за последние тридцать лет.

Вначале технология была попросту недостаточно совершенна для виртуального отображения части тонких деталей автомобилей, создаваемых компанией. Однако позднейшие достижения позволили ее исследователям видеть перед собой точную картину наружных и внутренних частей автомобиля, включая все детали двигателя. Исследователи могут взаимодействовать с этими моделями в реальном времени для широкого спектра тестов от удобства использования до выносливости материалов. По словам Бэрон, сегодня можно имитировать даже длительность процесса размораживания окон.

«Нам надо, чтобы VR-модель была настолько точна, чтобы вы себя чувствовали, как будто находитесь в машине, и VR-имитация обеспечивала реакцию на ваши действия», — сказала она.

Для Ford VR является иммерсивным социальным опытом. В то время как один из пользователей, надев шлем, взаимодействует с автомобилем, другие исследователи могут наблюдать на своих экранах то, что он видит. «Мы может сделать так, чтобы глобально разделенная группа работала вместе и каждый ее член мог вносить свой вклад», — сказала Бэрон.

Интерес к VR и развитие этой технологий ставят вопрос о том, какое место в этой сфере будет занимать мэйнстрим. «В медицине мы вряд ли будем использовать для VR термин массового продукта, — отметил нейробиолог из Стэнфордского университета Уолтер Гринлиф, не одно десятилетие работающий с VR. — Однако такой продукт поможет взлету этой отрасли».

По его словам, только в одной медицине у VR имеется масса возможностей. «Здесь есть такие вещи, в которых без VR просто не обойтись», — сказал он.