Эксперты консалтинговой компании Deloitte опросили 1100 руководителей и ИТ-директоров с целью выяснить, какое влияние оказывает на бизнес искусственный интеллект (ИИ). Как выяснилось, 42% директоров считают, что в ближайшие два года внедрение этой технологии будет иметь «критически важное стратегическое значение».

За последний год количество компаний, которые внедрили ИИ или попытались это сделать, серьезно увеличилось, сообщает Venture Beat со ссылкой на исследование. 37% опрошенных сообщили, что их компании заложили в бюджет более 5 млн. долл. на внедрение алгоритмов; 82% посчитали свои ранние инвестиции в ИИ рентабельными; 63% внедряют ИИ, чтобы опередить конкурентов или, по крайней мере, не отставать от них.

«Компании полны энтузиазма в отношении потенциала ИИ, когда идет речь о его использовании для повышения производительности и конкурентоспособности, — отметил исполнительный директор подразделения Deloitte Center for Technology, Media and Telecommunications Джефф Лоукс. — Но для реализации этого потенциала компаниям нужно рисковать, устранять нехватку соответствующих специалистов и хорошо выполнять свои обязательства. Несмотря на значительные преимущества, которые предлагает ИИ, спешка в его освоении не несет ничего хорошего — пилотные проекты могут не масштабироваться или не принести пользу для бизнеса».

Изо всех ИИ-технологий самой многообещающей в бизнесе считают возможность машин работать с текстами. На втором месте — машинное обучение, то есть способность алгоритмов к совершенствованию через многократное решение задачи. Чуть менее перспективно внедрение технологий распознавания образов, считают опрошенные руководители. Основные способы интеграции ИИ среди ранних внедренцев — через корпоративное ПО (так считают 59% опрошенных), совместная разработка с партнерами (53%) и использование облачных сервисов (49%).

Медианный коэффициент окупаемости инвестиций в ИИ-проекты составляет 17%. Однако этот показатель разнится по сферам: вложения в ИИ в медицине оказались не такими прибыльными, как в технологической или телекоммуникационной отраслях. «Здравоохранение и медико-биологическое направление получают меньшую отдачу от инвестиций, однако успехи в радиологии свидетельствуют о том, что, несмотря на неудачу ряда крупных проектов, ИИ имеет огромный потенциал в этих сферах. Например, в недавнем исследовании глубокие нейросети со 100%-ной точностью диагностировали рак груди по снимкам. Потребуется время, пока эти достижения смогут выйти за пределы лаборатории и будут внедрены в клиническую практику», — отмечает Deloitte.

От повсеместного внедрения ИИ бизнес удерживают несколько факторов. Из-за обеспокоенности вопросами кибербезопасности был свернут каждый пятый ИИ-проект. 40% участников опроса выразили беспокойство сопряженными нормативно-правовыми рисками, 32% — этическими рисками. У более двух третей респондентов за последние два года возникали сбои по причине использования ИИ-приложений. «Проблема для тех, кто внедряет ИИ, — это все большее усложнение машинного обучения и растущая популярность глубинного обучения с применением нейросетей, которые словно „черные ящики“ выдают очень точные результаты, но не объясняют, как их получили», — отмечает Deloitte. Другое препятствие — это дефицит компетентных специалистов. В первую очередь нужны инженеры, которые смогут создавать новые эффективные алгоритмы.

Больше половины (52%) респондентов рассказали о существовании у них «дорожной карты», направленной на интеграцию ИИ с корпоративными системами. У 37% опрошенных есть комплексная стратегия, которая уже находится в процессе реализации.

Ранее аналитики Gartner опросили более 300 компаний, работающих в сфере онлайн-торговли, и выяснили, что большинство из них (70%) успешно или очень успешно реализовали ИИ-проекты. Выгода от таких технологий заключается в улучшении продаж, повышении удовлетворенности клиентов и снижении расходов.

Алгоритмы уже сейчас резко увеличивают прибыль ряда компаний. Deloitte приводит в пример Netflix: боссы стримингового сервиса обнаружили, что зритель теряет интерес, если не находит нужное шоу в течение 90 с. Теперь за скорость поиска отвечает ИИ, а Netflix надеется получить за этот счет дополнительный доход в размере 1 млрд. долл.

Версия для печати