На горизонте маячит интеллектуальная автоматизация, а значит для предприятий настало время вкладывать средства в талантливых работников, пишет руководитель направления интеллектуальной автоматизации KPMG в США Клифф Джастис на портале InformationWeek.

К наиболее важным нововведениям, которые появятся на протяжении нашей жизни, относятся «умные» машины, способные действовать, обучаться и рассуждать как люди. Искусственный интеллект (ИИ) готов питать масштабную цифровую трансформацию бизнеса во всех отраслях. Существующая технология совершенствуется экспоненциально. Имеющиеся сегодня «умные» помощники, устройства для чтения документов и компьютерного зрения — лишь примитивные примеры того, что в течение ближайших 3-5 лет будет доступно в изумительно быстрых широкополосных и недорогих компьютерных сетях практически любому владельцу мобильного устройства.

Закон Мура, согласно которому кремниевые процессоры быстро становятся меньше, быстрее и дешевле, возможно, приближается к своим физическим пределам. Но отрасль стремительно адаптируется к различным вычислительным архитектурам. Вполне можно допустить, что в следующие шесть лет первые квантовые компьютеры превзойдут по вычислительной мощности бинарные компьютеры на базе кремния. И тогда возможности ИИ достигнут такого уровня, который трудно себе представить.

Одной из сфер применения ИИ является интеллектуальная автоматизация (Intelligent Automation, IA), которая в общем виде означает сочетание ИИ и роботизации процессов (robotic process automation, RPA) для автоматизации ориентированных на знания бизнес-процессов. Она используется в бэкофисах и call-центрах в виде интеллектуальных интерактивных помощников. Инвестиции компаний в IA быстро растут и к 2025 г. достигнут 232 млрд. долл. Технологии IA, несомненно, повысят эффективность и качество бизнес-процессов. И они совершенно изменят роль человека и его взаимодействие с машинами.

Это будет иметь колоссальные последствия для рабочей силы, и не обязательно негативные. За оптимизмом и обещаниями IA скрывается тревожный факт: лидеры бизнеса утверждают, что у них нет нужных талантливых сотрудников, чтобы должным образом управлять этими технологиями или изменениями, которые они принесут. Но при столь крупных инвестициях, которые ожидаются в ближайшие годы, компании не могут продолжать игнорировать изменения на рабочих местах. Неизбежны увольнения, изменения функций и создание новых, еще не существующих должностей. Компаниям необходимо готовиться к этому уже сейчас, чтобы их сотрудники были способны работать рядом с машинами.

Любой стартап независимо от своего местонахождения, имеющий высококвалифицированных творческих специалистов по технике и бизнесу и подключенный к Интернету, способен создать передовую технологию и объединить людей в сети, что позволит ему революционизировать практически любую отрасль. Это происходит уже сейчас по мере того, как сетевые модели бизнеса, основанные на использовании облаков и небольших активов, охватывают одну отрасль за другой.

Не будет преувеличением сказать, что на кону выживание компаний. Если традиционные организации с унаследованными подходами будут сохранять статус-кво, они уступят место компаниям, для которых цифровизация прежде всего.

IA — это о людях

Для процветания в условиях вызванной автоматизацией революции необходимо не просто нанять новых сотрудников с особыми техническими навыками. Требуется уделять большое внимание кураторству и взращиванию имеющихся талантливых работников, знающих клиентов и бизнес-процессы. Следует заниматься их образованием и тренингом, чтобы они могли перестраивать бизнес-процессы после внедрения новых технологий.

Когда проблемы кажутся непреодолимыми, иногда полезно упростить процесс и представить его в виде нескольких общих принципов, которые необходимо изменить. Вот четыре важнейших шага, которые предпринимают сегодня лидеры бизнеса с целью повышения квалификации сотрудников, чтобы они могли адаптироваться к грядущим фундаментальным переменам.

Формирование стимулирующей учебу культуры. Многие сотрудники хорошо подойдут для новых функций в мире IA, если понимают необходимость непрерывного обучения. Многие компании разработали обширные программы, стимулирующие непрерывное обучение, которое позволяет работникам приобрести новые навыки и оставаться ценным активом в условиях автоматизации. Такой тренинг способен также стать прекрасным источником положительных эмоций и способствовать снятию связанной с изменениями напряженности. Компании могут использовать новые технологии, чтобы помочь персоналу адаптироваться. Например, дополненная реальность позволяет обучать сотрудников, даже если они находятся физически в разных местах.

Создание центров превосходства. Новые технологии влекут значительные последствия для операций, которые компаниям следует учитывать. В первую очередь речь идет о том, чтобы расставлять приоритеты, развертывать, масштабировать технологии и управлять ими таким образом, чтобы увеличивать стоимость компании. Когда начинается масштабирование пилотных программ, ускоряя развертывание IA и других новых технологий, управление системами приобретает важнейшее значение для поддержания в организации атмосферы стабильности и уверенности. Центры превосходства будут много раз координировать планирование, создание и обслуживание приложений IA и решать фундаментальные проблемы, такие как риски для бизнеса и воздействие на рабочую силу.

Разработка новых подходов к управлению производительностью. Какие критерии надлежит использовать компаниям для измерения производительности труда, когда рабочая сила состоит из людей и машин? Компании не просто пересматривают эти критерии, но оценивают организационные структуры, политики HR и практические действия на рабочих местах. Разработка четкого понимания такого рода преобразований должна стать приоритетом, чтобы производительность измерялась справедливо и чтобы сотрудники могли успешно развиваться и адаптироваться к новым порядкам.

Планирование рабочей силы будущего. Наконец, готовясь сейчас к изменениям, которые принесет IA, компании должны разработать детальный план оптимальной интеграции труда человека и машины. План должен охватывать структурные вопросы (кто где сидит и кому подчиняется), потоки информации, наращивание потенциала и схемы продвижения по службе. Хотя план будет служить только ориентиром, он поможет визуализировать представление о будущем и тех изменениях, которые необходимо произвести, чтобы будущее стало реальностью.

Поиски баланса между человеком и машиной не новы, но растущее значение IA для нашей личной и трудовой жизни вызывает растущее беспокойство, что люди на рабочих местах будут больше не нужны.

У этих опасений нет разумного основания. Хотя некоторых работников ожидают перемены и турбулентность в связи с автоматизацией, такое происходило и прежде. И нет никаких причин ожидать, что эта или какая-то иная технология вызовет массовые увольнения. В действительности все исторические факты свидетельствуют о другом — о росте занятости, повышении уровня жизни, появлении новых специальностей.

Хотя несомненно, что IA изменит характер рабочей силы, потребность в работниках, особенно обладающих специальными навыками, возрастет. Более того, 91% генеральных директоров уверены, что эти работники смогут возглавить радикальное изменение модели операций в их компаниях.

Успех зависит от видения перспектив, которое позволит гармонично объединить возможности людей и машин в стратегическом плане. Это не что иное как призыв к лидерам бизнеса занять принципиальные и проактивные позиции. Вместо того, чтобы реагировать на изменения, первопроходцы должны предвосхищать их, понимать их и управлять ими.