RPA, BPA, DPA и IPA — это технологии автоматизации, которые находятся в фокусе внимания предприятий и их ИТ-директоров. Портал TechTarget рассказывает о том, что они из себя представляет, а также об основных различиях между ними.

Как в свое время облачные технологии, трансформация процессов и автоматизация вызывают повышенный интерес предприятий. Как показал недавний опрос Deloitte, CIO обозначили их как главное направление цифровой трансформации. Такой точки зрения придерживается 69% из 1437 респондентов. По данным Gartner, интерес предприятий к трансформации процессов стимулирует спрос на ПО для роботизации процессов (robotic process automation, RPA) — это самый быстрорастущий сегмент ПО из всех, которые отслеживает аналитическая компания, с годовым ростом на уровне 63%. Если в 2018 г. его объем составлял менее 850 млн. долл., то в 2019 г. будет исчисляться 1,3 млрд. долл.

RPA — это одна из многих технологий автоматизации процессов, которые компании внедряют для достижения различных целей организации — от повышения эффективности до цифровой трансформации. Растущий сектор средств автоматизации включает в себя множество субтехнологий — BPA, RPA или DPA, каждая из которых нацелена на преобразование определенных бизнес-процессов. Тем не менее, обилие акронимов, обозначающих технологии автоматизации процессов, привело к путанице и вызывает затруднения в понимании того, какая из них за что отвечает.

RPA

Как показывает статистика Gartner, RPA — наиболее значимая часть рынка средств автоматизации. RPA — это класс целевых технологий, которые предназначены для автоматизации повторяющихся задач, основными преимуществами которых являются повышение эффективности, снижение затрат и сокращение количества ошибок, которые совершаются человеком. «Взаимодействуя с бизнес-системами, боты тем самым модернизируют процессы и снижают нагрузку на людей. Сама по себе RPA по сути не обладает интеллектом или машинным обучением. Она может имитировать действия человека, но не умеет принимать решения или давать оценку ситуации», — пояснил специалист по автоматизации и когнитивной деятельности консалтинговой компании ISG Анураг Саксена.

Вице-президент и главный аналитик Forrester Research Крейг Ле Клер полагает, что в задачи RPA входит автоматизация задач на тактическом уровне. Он признал движущей силой RPA интересы бизнес-пользователей, объяснив это «подходом по принципу нисходящих и восходящих инициатив», когда многие руководители бизнес-подразделений нанимают для своих ИТ-служб внешних консультантов — те помогают внедрить RPA-платформу и сконфигурировать ботов для индивидуальных бизнес-потребностей. «RPA намного более ориентирована на бизнес, чем другие технологии», — добавил он.

DPA

Forrester рассматривает автоматизацию цифровых процессов (digital process automation, DPA) в качестве замены для инструментов управления бизнес-процессами (Business Process Management Suites, BPMS). По словам Ле Клера, DPA автоматизирует процесс по сквозному принципу (от начала до конца) и применяется для более длинных и сложных процессов, чем RPA. Эти процессы обычно содержат множество решений, и если бы для их обработки задействовались RPA-боты, они бы оказались слишком сложными в обслуживании.

«DPA — это преобразование или создание нового процесса, — сказал Ле Клер. — В представлении этой технологии процесс более широкий, и предполагается, что с течением времени пользователь продолжит его улучшать». В мартовском отчете «RPA, DPA, BPM, And DCM Platforms: The Differences You Need To Know» Forrester переименовала BPM в DPA, представив ее в виде двух вариаций — платформ DPA-deep и DPA-wide (low-code). Аналитики описывают DPA-deep как технологию автоматизации, которая трансформирует и улучшает бизнес-процессы, но в силу своей сложности требует привлечения квалифицированных технологов, которые будут работать над ее регулярным усовершенствованием. Что касается DPA-wide, то она предназначена для того, чтобы вывести дизайн процессов за пределы небольших высококвалифицированных групп разработки и передать его бизнес-пользователям. Подобные проекты должны курироваться бизнесом и реализовываться с использованием платформ типа low-code и методов Agile.

RPA vs. BPA vs. DPA

Автоматизация бизнес-процессов (business process automation, BPA) — еще один термин из области автоматизации, который некоторые эксперты применяют в качестве зонтичного для ряда технологий автоматизации процессов. Однако по поводу BPA пока что не существует единого мнения. Например, руководитель департамента интеллектуальной автоматизации Deloitte Consulting Джина Шефер считает, что акронимы DPA, BPA и RPA практически взаимозаменяемые. «Цифровые процессы, бизнес-процессы и роботизированная автоматизация процессов — это, по сути, одно и то же. В соответствующей трактовке их можно отнести к комплексной сквозной автоматизации процессов, — сказала она. — Каждый из этих терминов связан с применением скриптового ПО для имитации действий человека при выполнении задач типа „вращающееся кресло“, когда человек обрабатывает данные из нескольких приложений».

Между тем, Pegasystems придумала для DPA свою трактовку: «DPA — это не новое название BPM, и эта технология — нечто большее, чем RPA. DPA — это комплексная стратегия цифровой трансформации». Альтернативное определение для DPA предложила и Шефер, связав акроним с автоматизацией рабочего стола (desktop process automation). Некоторые поставщики под автоматизацией десктопа подразумевают программных роботов, которые работают на компьютерах сотрудников и выполняют определенные задачи. В то же время другие применяют для описания мелкомасштабного RPA для настольных приложений акроним RDA (robotic desktop automation, роботизированная автоматизация рабочего стола).

Дополнительные технологии

Как правило, технологии автоматизации процессов применяются в связке с другими технологиями, включая обработку естественного языка (ИИ интерпретирует человеческий язык и делегирует процессы в правильном направлении), оптического и интеллектуального распознавания символов для определения письменного и печатного текста и преобразования его в стандартизированные данные, которые понятны системам автоматизации и задействуются для запуска процессов.

IPA

Новые веяния в ИТ еще больше расширяют список технологий автоматизации процессов и порождают новые акронимы, которые ИТ-директорам нужно научиться различать и понимать. Одной из таких новых технологий является интеллектуальная автоматизация процессов (intelligence process automation, IPA). Как пояснил Саксена, IPA — результат эволюции RPA на базе машинного обучения и искусственного интеллекта, позволяющий сделать автоматизированный процесс «умным». McKinsey же описывает IPA как «новый набор технологий, сочетающий фундаментальный редизайн процессов, RPA и машинное обучение».