Экспансия искусственного интеллекта продолжает набирать обороты — какие сферы экономики первыми почувствуют его подрывное влияние? Портал Information Age приводит прогнозы аналитических компаний, а также мнение руководителя разработки ИИ промышленного класса DXC Technology Джерри Овертона.

В течение следующих трех лет встроенный ИИ кардинально изменит клиентский опыт почти во всех сферах экономики, причем большинство крупных компаний в той или иной степени переориентируют на него часть своих сервисов. По данным Aberdeen Research, 43% предприятий уже сейчас применяют различные формы ИИ.

ИИ — это технология, которая может предоставить конечному пользователю новый и полезный опыт. «К 2021 г. большинство крупных компаний предоставят клиентам определенный тип обслуживания, основанный на ИИ», — считает Овертон. По прогнозам IDC, в 2022 г. расходы на системы ИИ увеличатся более чем в два раза, достигнув 79,2 млрд. долл., а совокупный годовой темп роста (CAGR) за период 2018-2022 гг. составит 38%. Компании, изучающие, как наилучшим образом использовать преимущества ИИ, должны сосредоточиться на потребностях клиентов. ИИ — это тот инструмент, который поможет удовлетворить их за счет возросших возможностей персонализации.

Как и всякой новой технологии, ИИ нужно время для адаптации. Чтобы понять, как его наилучшим образом применять, предприятиям следует провести мозговые штурмы. Это поможет выработать цели и стратегии для взаимодействия с клиентами, а затем реализовать их на практике. ИИ обладает потенциалом для демократизации доступа к информации, услугам и удобствам. Компании практически в каждой отрасли могут повысить уровень кастомизации и персонализированного обслуживания, предоставляемого всем своим клиентам посредством развертывания недорогих интеллектуальных агентов, которые могут улучшить многие аспекты нашей повседневной жизни, полагает Овертон. Вдобавок к тому, что ИИ возьмет на себя обработку повторяющихся, рутинных задач, что приведет к экономии средств, «истинно интеллектуальные ИИ-системы будут исполнять обязанности консультантов, менеджеров и супервизоров, подсказывая решения в сложных ситуациях».

Чатботы применяются во многих отраслях, помогая организациям сэкономить время и деньги. Как прогнозирует Juniper Research, за счет того, что чатботы возьмут на себя часть работы медицинского персонала, к 2023 г. это позволит сфере здравоохранения сэкономить около 3,7 млрд. долл. Тем временем экономия на эксплуатационных расходах в банковской сфере за тот же период по всему миру достигнет 7,3 млрд. долл. Для сравнения, применение чатботов в банках в этом году позволило им сэкономить 209 млн. долл.

В ближайшие три года ИИ затронет каждую отрасль, но особенное влияние он окажет на следующие пять:

Здравоохранение. По словам Овертона, внедрение ИИ в отрасли здравоохранения позволит предоставить лучшую профилактическую помощь, сократить продолжительность пребывания в стационаре и обеспечить более эффективный последующий уход на основе индивидуальных потребностей пациента при одновременном снижении затрат. К примеру, врачи, оснащенные планшетами или другими мобильными устройствами, смогут подключаться к «умным» киоскам, чтобы в режиме реального времени получать доступ к биометрической информации и истории болезни пациентов.

Аналогичным образом медицинские данные, собранные IoT-устройствами, могут при помощи беспроводных каналов передаваться в облачную аналитическую ИИ-систему, и в случае обнаружения потенциально опасных данных о состоянии здоровья пациента та может извещать об этом лечащего врача. Помимо этого ИИ может поставить более точный диагноз и улучшить рекомендуемые варианты лечения.

Туризм, транспортные услуги и гостиничный бизнес. Автоматизированные ИИ-системы обеспечат клиентам выбор решений, исходя из их индивидуальных предпочтений. Бронирование авиабилетов, аренда автомобилей, выбор отелей, ресторанов или альтернативных предложений станет более точечным, что сэкономит пользователям много времени, который они вместо отдыха тратят на поиски выгодных предложений. Что касается перевозок, то, как считает Овертон, ИИ станет средством, которое устранит проблемы с логистикой по всей вертикали цепочки поставок в таких сегментах, как дальнемагистральные, воздушные, морские и железнодорожные грузоперевозки, а также локальные службы доставки. Он поможет компаниям сократить расходы, определить оптимальные маршруты и справиться с нехваткой рабочей силы, одновременно предоставляя клиентам лучший сервис.

Самоходные (автономные) транспортные средства — это еще одна ИИ-технология, которая может изменить транспортную отрасль. Автономно пилотируемые грузовики и другие самодвижущиеся средства окажут глубокое влияние на ряд секторов, включая средства доставки еды, бытовой техники и др., общественный транспорт и персонализированные средства передвижения (такси, заказ лимузинов, прокат автомобилей).

Производство. Применяя интеллектуальные системы, работающие на базе ИИ, производители смогут предоставлять заказчикам индивидуальные услуги. Такие системы упрощают разработку продукта и дизайн; моделирование при помощи цифровых близнецов поможет улучшить и оптимизировать производственные процессы. Подключенные к системам ИИ IoT-датчики позволят обнаруживать и прогнозировать возможные проблемы с техническим обслуживанием или качеством продукции, объяснил Овертон. С помощью ИИ компании могут анализировать данные, которые они будут получать в режиме реального времени непосредственно с самих клиентских устройств или из социальных сетей, чтобы эффективнее внедрять улучшения.

Банки. Овертон предполагает, что ИИ позволит финансовым учреждениям предоставлять персональные услуги всем клиентам, например, с помощью чат-ботов, что облегчит взаимодействие с ними и упростит доступ к финансовым услугам. Подобный подход приведет к значительной экономии средств для банков, увеличению возможностей по получения доходов, тогда как клиенты получат более персонализированный и выгодный финансовый опыт.

Страхование. Развертывание ИИ-систем позволит страховым компаниям получить более ясное представление о своих клиентах и предложить им персонализированные услуги. Помимо оценки рисков, страховые компании могут использовать ИИ для корреляции данных о движении с тормозной системой автомобиля, чтобы мотивировать автолюбителей к безопасному вождению, предлагая более низкие ставки автострахования.

Версия для печати