Недавно Gartner назвала 10 основных стратегических технологических тенденций-2020. А чуть позже опубликовала свои прогнозы развития технологий, которые коснутся ИТ-департаментов и пользователей в ближайшие годы. Портал Information Age выбрал шесть наиболее важных из них.

«Технология меняет представление о том, что значит быть человеком, — сказал вице-президент и почетный сотрудник (Fellow) Gartner Дэрил Пламмер.— Это связано с тем, что и конечные пользователи, и сотрудники предприятий рассчитывают на то, что технология усовершенствует их возможности. ИТ-директорам нужно понимать последствия влияния технологии и пересмотреть подход к ней». Дополненная реальность, решения, эмоции и общение — это четыре аспекта, которые формируют новую реальность для применения человеком технологий. «Выпущенные нами в этом году прогнозы не только позволяют приоткрыть завесу над будущим наиболее важных технологий, они помогут выйти за пределы простого представления о внедрении технологий и глубже проникнуть в понимание того, что значит быть человеком цифрового мира», — добавил эксперт.

Ниже приводятся наиболее важные прогнозы Gartner.

1. ИИ научится распознавать эмоции и, отталкиваясь от эмоционального состояния человека, предлагать ему онлайн-рекламу. Искусственный эмоциональный интеллект (artificial emotional intelligence, AEI, ИЭИ) — это новый рубеж в развитии ИИ. К 2024 г. развитие этой технологии будет иметь значение для компаний, которые рассчитывают влиять на решение пользователей о покупке, считывая их эмоции. В ближайшие пять лет более половины всей онлайн-рекламы будут выдавать ИИ-движки. 28% маркетологов относят ИИ и машинное обучение (МО) к трем лучшим технологиям, которые в будущем подстегнут развитие маркетинговых кампаний. В настоящее время над персонализацией отношений с клиентами работает 87% маркетинговых организаций.

К числу одной из наиболее важных технологий, которая заявит о себе в ближайшие три-пять лет, исследователи относят компьютерное зрение. Оно позволит ИИ идентифицировать и интерпретировать физическую среду. Компьютерное зрение является одной из ключевых технологий, используемых для распознавания эмоций. «ИЭИ переводит персонализированный цифровой и физический опыт, который не выходил дальше информации о кликах пользователя и истории просмотров, фактически в гиперперсонализированный. Он позволяет понять, что клиенты чувствуют в момент покупки. Таким образом, ИЭИ открывает перспективы „эмпатического маркетинга“, который взаимодействует с нематериальными сущностями. Эта область имеет огромную ценность как для брендов, так и для потребителей, если, разумеется, не пересекает надлежащих границ конфиденциальности», — говорит Пламмер.

2. 30% ИТ-отделов внедрят политику BYOE. К 2023 г. треть компаний дополнят политику BYOD новой политикой «принеси свои средства расширения возможностей (bring your own enhancement, BYOE), которая призвана усовершенствовать потенциал рабочей силы. Концепция «усиленных» работников (augmented workers) получила распространение в 2019 г. благодаря достижениям в области носимых технологий. В частности, речь идет о носимой электронике, позволяющей повысить эффективность и безопасность сотрудников, занятых в различных отраслях, в том числе автомобильной, нефтегазовой, розничной торговле и здравоохранении.

Носимые устройства — это лишь одним из примеров доступных средств для расширения физических возможностей. В будущем появятся новые инструменты, способные повысить комфорт как в быту, так и на работе. «ИТ-лидеры, безусловно, считают эти технологии эффективными, но в первую очередь их внедрению будет способствовать стремление потребителей совершенствовать себя физически, — пояснил Пламмер. — Предприятиям необходимо сбалансировать контроль над этими устройствами, а также позволить пользователям использовать их на благо организации. Чтобы реализовать преимущества физического усиления человека, им нужно будет прибегнуть к стратегии BYOE».

3. К 2025 г. 50% владельцев смартфонов, которые обходятся без банковского счета, заведут мобильный криптовалютный счет. К концу 2020 г. крупнейшие торговые онлайн-площадки и социальные сети начнут поддерживать криптовалютные платежи. По меньшей мере половина жителей Земли, которые не пользуются банковскими счетами, предпочтут новую услугу — мобильный криптовалютный счет, которую к 2025 г. будут предлагать международные цифровые платформы. Это откроет торговые возможности для покупателей и продавцов на развивающихся рынках стран Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона.

4. К 2023 г. по крайней мере в четырех из семи стран G7 будет создана саморегулируемая ассоциация для надзора за разработчиками ИИ и МО. Нормативно-правовое регулирование таких сложных продуктов, как алгоритмы ИИ и МО — непростая задача. Масштабы последствий из-за сбоев в их работе становятся все более очевидными. Например, связанные с ИИ сбои в беспилотных автомобилях и воздушных судах уже приводили к гибели людей и вызвали большой резонанс. В ближайшие годы общественный надзор за работой ИИ-алгоритмов будет усилен, что приведет к введению юридической ответственности за пагубные последствия сбоев алгоритмов. Чтобы усовершенствовать их, регуляторы будут следить за жизненным циклом разработки и развертывания алгоритмов. Организации будут тратить больше средств на обучение и сертификацию специалистов-практиков и документирование процессов, а также на более высокие зарплаты для квалифицированного персонала.

5. К 2023 г. 40% работников будут формировать рабочую среду и экосистему приложений в соответствии со своими профессиональными и персональными потребностями. Люди стремятся выстроить свое рабочее окружение таким образом, чтобы оно было аналогичным личному. Другими словами, они хотят выбирать для себя те приложения, которые на их взгляд лучше соответствуют целевым задачам и удовлетворяют личные нужды. Консьюмеризация и внедрение новых приложений повысили ожидания сотрудников в отношении того, как должны выглядеть бизнес-приложения и что они могут выполнять. «Приложения неразрывно связаны с кругом выполняемых обязанностей. В настоящее время организации разрабатывают их для сотрудников. Например, мобильные и облачные технологии избавляют многих работников от необходимости посещения офиса, поскольку с ними можно работать из любого места, где есть Интернет. В этом плане они опережают возможности традиционной бизнес-модели приложений, — считает эксперт Gartner. — Люди смогут настраивать свои новые приложения таким же образом, как они это делают со стриминговыми музыкальными сервисами».

6. Для реализации программ цифровой трансформации крупным предприятиям потребуется в среднем вдвое больше времени и денег, чем ранее предполагалось. Многие компании приступили к реализации стратегий, направленных на цифровизацию бизнеса, однако их ожидания по поводу роста выручки вряд ли оправдаются, что связано с завышенными расходами на модернизацию технологий и непредвиденными затратами на оптимизацию операционных процессов. Эти сложности замедлят проекты цифровой трансформации наряду с темпами внедрения инноваций и адаптируемости предприятий к работе в качестве цифрового бизнеса. «Большинстве традиционных организаций обладают большими амбициями, связанными с цифровизацией, но пока что они далеки от воплощения, — утверждает Пламмер. — Мы ожидаем, что к 2021 г. ассигнования на модернизацию ИТ в годовом исчислении вырастут на 7% , чтобы ускорить реализацию цифровых инициатив».

Версия для печати