Согласно прогнозу аналитической компании McKinsey, к 2030 г. автоматизация из вспомогательного инструмента превратится в Европе в серьезного конкурента человеку, выполняя значительную часть рабочих задач, сообщает портал ZDNet.

Более 90 млн. работников по всей Европе (около 40% от общего числа трудоспособного населения) в течение следующих десяти лет будут вынуждены освоить новые навыки, чтобы не потерять свои рабочие места. К такому выводу пришли аналитики McKinsey, по мнению которых продолжающийся процесс повсеместной автоматизации ставит под угрозу 51 млн. рабочих мест в регионе. Авторы исследования считают, что практически всему трудоспособному населению Европы предстоит столкнуться с определнными изменениями из-за непрерывного развития технологий и их проникновения во все сферы деятельности человека. Однако повсеместная автоматизация не означает, что миллионы людей непременно останутся без работы, поскольку рост занятости в других секторах в значительной степени компенсирует общую потерю рабочих мест.

Дефицит кадров в этих секторах в 2030 г. может достичь 6 млн. человеко-мест. По мере развития технологий работодателям будет сложно найти достаточное количество квалифицированных работников, чтобы занять рабочие места, которые создаются в настоящее время. Это особенно актуально для мегаполисов, таких как Лондон или Париж, где будет сосредоточено большое количество вакансий, но слишком мало жителей будут соответствовать требованиям работодателей. В отчете говорится, что в областях динамичного роста будет занято менее 60% новых рабочих мест.

Автор отчета McKinsey Сьюзен Лунд отмечает, что повышение квалификации и переподготовка сотрудников в ближайшие годы станут очень важны для многих предприятий в разных отраслевых направлениях. Развитие этой тенденции становится более быстрым из-за пандемии коронавируса. Источник считает, что наибольшему риску автоматизации подвергаются работники, наиболее уязвимые перед коронавирусной инфекцией. Речь идет о трех сферах — продажах и обслуживании клиентов, предоставлении услуг общественного питания, а также строительстве.

Крайне важно, чтобы эти работники обучились навыкам, которые позволят им перейти к возможностям для быстрого роста. «Наш отчет показывает, что смена рабочих мест в Европе — это, как правило, переход от одной профессии, количество представителей которой сокращается, например, кассира розничной торговли, к другой исчезающей профессии, — говорит Лунд. — Важно то, что представители вымирающих профессий, которым угрожает автоматизация, стремятся приобрести опыт, который будет востребован в процветающих профессиях. Действительно, существуют так называемая „матрица смежности“, которая может помочь карьерному росту».

Так что же это за процветающие профессии? Говоря в целом, производство и сельское хозяйство теряют вес в пользу услуг, что служит доказательством давно сформировавшейся тенденции. Аналитики McKinsey прогнозируют, что наибольший рост будет наблюдаться в сфере здравоохранения и социальной работы, за которыми последуют профессиональные, научные и технические услуги, а также образование. Лунд считает, что это хорошая новость: рабочие места будут трансформироваться и люди вместо скучной рутинной работы станут выполнять более интересные задачи и перейдут к более активному межличностному взаимодействию.

По ее словам, если бы к ней за советом обратилась 15-летняя девушка, чтобы узнать, какими наиболее важными навыками ей нужно овладеть в школе и университете, Лунд бы посоветовала ей выбрать учебную программу STEM (наука, технологии, инжиниринг, математика). Но не только. «У людей имеются некоторые ключевые умения, которыми располагают только они, за счет чего они выполняют определенные виды работ гораздо лучше, чем машины. Это станет кадровым ресурсом на долгие годы, — сказала Лунд. — В частности, в будущем будут больше ценится работники, обладающие социальными, эмоциональными и когнитивными навыками. Обладание ими означает способность хорошо работать с другими, тренировать, обучать, управлять, справляться с решением проблем и критически мыслить».

В отчете говорится, что спрос на социально-эмоциональные навыки возрастет на треть. Это связано с тем, что работникам-людям придется выполнять работу, с которой машины справиться не могут и которая требует умения взаимодействовать, ухаживать, обучать, а также управлять другими людьми.

Однако речь идет не только о работниках будущего. В настоящее время многие работают на рабочих местах, которых также коснется автоматизация. Согласно прогнозу McKinsey, около 22% рабочих задач в ЕС к 2030 г. может быть автоматизировано. Чтобы найти свое место в наполненном роботами мире и не затеряться в новых видах работ, сотрудникам понадобятся навыки, которых у них сейчас нет. Чтобы приобрести их, работникам на протяжении всей своей карьеры придется учиться новым навыкам. Таким образом, концепция обучения на протяжении всей жизни обретет повышенную популярность. Работодатели должны будут ввести программы по переподготовке своего персонала для работы на автоматизированном рабочем месте.

Вместе с этим могут появиться новые возможности для более плавного перехода к автоматизации. Например, производитель робототехники Universal Robots уже внедряет на предприятиях «коботов» (роботы для совместной работы), которые предназначены для того, чтобы упростить автоматизацию для сотрудников. Компания разработала онлайн-курсы, которые позволяют работникам, не имеющим инженерного образования, запрограммировать «кобота» всего за полтора часа. По мнению Universal Robots, этот метод обучения опровергает идею о том, что автоматизация отнимает работу у людей, и наделяет сотрудников инструментами, позволяющими лучше контролировать их повседневную деятельность.

Лунд уверена, что люди легко приобретут новые навыки, тем более, что они у них уже и так имеются. «В последние годы профессиональные навыки развивались во многих профессиях. Появление цифровых технологий только ускорило этот процесс. Поскольку поезда в Европе стали автоматизированными, машинисты метрополитенов стали оптимизаторами маршрутов. Во многих шахтах шахтеры больше не спускаются в забой — добычей угля занимаются машины, тогда как сами шахтеры управляют электронным оборудованием. И так далее. Люди и роботы все чаще работают бок о бок», — сказала она. Все это дает основания считать, что роботы не собираются отнимать работу у людей, более того, их можно рассматривать как электронных коллег.