Искусственный интеллект (ИИ) принят на вооружение компаниями всех размеров, используется в потребительском секторе и в быту. По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе внедрению искусственного интеллекта будут сопутствовать:

  • рост расходов на проектирование, разработку и развертывание;
  • рост доходов от нововведений и применения;
  • рекордный стимул к поиску нововведений в промышленности, науке и образе жизни потребителей.

Хотя мы видим мало барьеров на пути развития ИИ, один фактор все же может препятствовать успешному его применению — люди. Отсутствие у сотрудников навыков и/или комфорта от работы в партнерстве с машиной представляет собой реальное и серьезное препятствие.

В первой статье на эту тему мы рассмотрим особенности внедрения технологий искусственного интеллекта и автоматизации сейчас и в будущем, а также влияние этих технологий на работу и сотрудников. Вторая статья будет посвящена реакции сотрудников и компаний на изменения, которые привносит искусственный интеллект в рабочую силу.

Переход на искусственный интеллект

В 2017 году Institute for the Future совместно с Dell Technologies сообщил, что примерно 1500 компаний из Северной Америки «делают что-нибудь, что связано с ИИ». Это менее 1% от всех средних и крупных компаний в данном регионе.

Двумя годами позже Gartner опросила 3000 директоров по информационным технологиям из 89 государств и установила, что 37% компаний используют ту или иную форму ИИ. Это означает, что рост за два года составил 3600%. В ходе опроса ИТ-директоров были изучены более крупные компании с более крупными бюджетами и большей вероятностью технологических инноваций, таких как внедрение ИИ.

До сих пор эти и подобные прогнозы продолжают иллюстрировать мнение ИТ-руководителей и профессионалов о существенном росте количества ИИ-внедрений в период до 2030 года. Технологические достижения в области больших данных и науки о данных, а также большое количество потенциальных сфер применения искусственного интеллекта делают неудивительными результаты опроса Cognilytica, согласно которому почти 90% из 1500 респондентов ожидают у себя внедрения ИИ до 2022 года. В декабре 2019 года в ходе опроса компанией Gartner специалистов в области ИТ и ИТ/бизнеса, которые «должны быть хорошо осведомлены о коммерческих и технологических аспектах машинного обучения (МО) и искусственного интеллекта», им был задан вопрос, что они думают о ближайшем будущем ИИ? Участники выразили единое мнение о том, что искусственный интеллект получит широкое распространение уже совсем скоро.

Среднее количество запущенных (планируемых) проектов, связанных с МО и ИИ. Источник: Gartner AI and ML Development Strategies Survey

Влияние ИИ на работу и рабочую силу

Внедрение ИИ привносит машинное обучение и аналитику больших данных в следующие области:

  • эффективность производства и продуктивность;
  • маркетинг и торговый таргетинг;
  • дизайн продукта и удобство использования.

ИИ выполняет функции от заполнения форм, формирования графиков и отчетов, предсказывающих потребительские привычки клиентов, до моделирования дизайна автомобилей, разработки фармацевтических препаратов и создания новых форм развлечений. Способы применения ИИ будут увеличиваться в количестве, разнообразии и сложности.

Дополняя отчет от 2017 года новым исследованием за 2018-2019 годы, McKinsey & Company обнаружила, что автоматизация окажет меньшее влияние на рабочие места, связанные с управлением людьми, применением экспертных знаний и социальным взаимодействием — областями, в которых машины пока не могут соответствовать человеческим характеристикам.

Тем не менее, по мере развития искусственного интеллекта его влияние на работу, выполняемую людьми, будет неизбежно возрастать.

Работа состоит из задач. Почти половина из 1200 директоров, опрошенных Accenture в 2018 году, заявила, что традиционные рабочие специальности уходят в прошлое, поскольку ИИ берет на себя повторяющиеся задачи, основанные на процессах. Под реформированием рабочей силы 29% респондентов понимают перераспределение выполняемых задач с целью извлечения максимальной ценности из партнерства человека с машиной. 63% опрошенных считают, что ИИ увеличит количество рабочих мест в их организациях в течение трех лет (к 2021 году).

Указанное реформирование непосредственно влияет на характер работы, изменяет навыки и отношение работников к своему труду.

ИИ повлияет на рабочую силу двумя различными способами:

  • приведет к повышенной потребности в наличии передовых технологических навыков: сложном программировании, извлечении информации, анализе данных и преобразовании данных;
  • навыки, которые пока для ИИ недоступны, станут более важными для людей: творческое мышление, воображение, многоуровневое принятие решений, проектирование и дизайн, разработка стратегий и социальное взаимодействие.

Растущая потребность одновременно в технических и когнитивных навыках, по прогнозу IDC, к 2025 году приведет к тому, что 75% организаций, внедряющих искусственный интеллект, будут инвестировать в перечисленные выше навыки. Джефф Вонг, директор по инновациям EY на глобальном рынке, уверяет, что ИИ меняет саму природу работы.

По мере того, как компании внедряют стратегии искусственного интеллекта, они все больше осознают, как меняются роли, обязанности и навыки их сотрудников. Когда ИИ берет на себя ведущую роль в решении простых и повторяющихся задач, сотрудники могут сосредоточиться на сложной работе, которая в конечном итоге предоставляет более высокий уровень профессиональной самореализации и более эффективное использование навыков критического мышления.

Результаты опроса EMTech Digital Conference, исследующего мнения о влиянии ИИ на рабочие места. Источник: MIT Technology Review

В традиционных компаниях набор навыков сотрудника представляет собой смесь различных технических и коммуникативных способностей, количественного мышления. Успешный сотрудник применяет эти навыки в правильной конфигурации, чтобы правильно реагировать на каждую ситуацию. Внедрение искусственного интеллекта на рабочем месте привлечет более пристальное внимание к следующим категориям навыков:
  • процессно-ориентированные навыки применительно к регистрации, производству и соответствующим им процессам;
  • навыки количественного мышления, использующие высшую математику для интерпретирования результатов анализа, формирования рекомендаций, принятия решений и корректировок;
  • навыки социального взаимодействия и творческого мышления, включающие любые формы человеческого общения, убеждение, разрешение конфликтов, критическое и стратегическое мышление, сложную обработку информации и межличностные отношения.

Процессно-ориентированные навыки нужны для правильного функционирования ИИ. Количественное мышление будет все более необходимо ИИ по мере его развития. Навыки социального взаимодействия останутся преимущественно человеческими, вне зависимости от степени сложности и масштабности ИИ-проектов. Педро Уриа-Решио предсказывает, что до конца текущей декады, то есть в 2020-2029 годы, мы увидим следующие перемены на рабочих местах:

  • 80% процессно-ориентированных задач будут выполняться ИИ;
  • 50% задач количественного мышления будут выполняться людьми, 50% — ИИ;
  • 80% задач социального взаимодействия будут выполняться людьми.

IDC прогнозирует, что к 2025 году 75% организаций, внедряющих ИИ, будут инвестировать в обучение сотрудников, чтобы заполнить пробелы в навыках, вызванные внедрением искусственного интеллекта.

Итоги: список задач и планирование

Общие изменения, вызванные переходом к ИИ во всех отраслях экономики, а также последствия, которые уже ощущаются среди рабочей силы компаний, указывают на важность планирования адаптации к технологическим преобразованиям. Планирование должно включать в себя внимание к изменениям, которые влияют на рабочую силу, и делать эти изменения не просто приемлемыми, но сглаживать их влияние на тех, на кого оно наиболее сильно. А больше всего переход на искусственный интеллект и автоматизацию затрагивает рабочую силу.

Есть два элемента, которые необходимо включить в ваше планирование:

  • определите степень внедрения и скорость распространения ИИ в вашей организации;
  • определите конкретные изменения, которые ИИ привнесет, и перераспределите задачи, сгруппировав их на машинные и когнитивные.

Во второй статье о том, как партнерство человека и машины меняет рабочие места, мы рассмотрим реакцию сотрудников на трансформацию рабочей силы, о которой мы рассуждали выше. Мы приведем концептуальные соображения, а также рекомендации, которые должны быть приняты компаниями для обеспечения наиболее эффективной интеграции их технологических и кадровых преобразований.

Автор статьи — консультант по трансформации рабочей силы, Dell Technologies Education Services.