Использование искусственного интеллекта в розничной торговле неизбежно, утверждает на портале Information Age Алекс Макферсон, директор Manhattan Associates по консалтингу.

Применение ИИ в розничной торговле, несомненно, расширилось. Причем речь идет не только о лидерах рынка, но и о фирмах любого вида и размера во многих сегментах. Но несмотря на достигнутый прогресс, некоторые торговые предприятия еще не осознали подлинного потенциала ИИ.

Этим ритейлерам следует спросить себя: чего мы хотим достичь с помощью ИИ? Что реально может дать ИИ и что это будет означать для наших клиентов? Розничной торговле необходимо полностью использовать потенциал ИИ повсеместно, начиная со склада и заканчивая магазином, чтобы обеспечить всегда стабильное обслуживание клиентов.

Добавление стоимости с помощью ИИ

В Интернете, в магазине, на складе — везде имеются возможности для использования ИИ и машинного обучения (МО) с целью совершенствования торговых операций. Не удивительно, что к 2025 г. розничная торговля, согласно прогнозу, потратит на ИИ 15,3 млрд. долл. Это на 8 млрд. долл. больше, чем прогнозировалось на конец 2022 г. Однако, чтобы ИИ действительно стал эффективным в этом секторе, должны быть решены проблемы количества и качества данных.

Данные важны для эффективности как ИИ, так и МО. Но часто, торопясь использовать инновации, легко проглядеть связанные с данными проблемы. Тогда не удастся ни увеличить отдачу инвестиций, ни улучшить обслуживание клиентов. Даже при тех объемах данных, которые уже накопили многие ритейлеры, они нередко все еще испытывают трудности с обработкой достаточного объема качественных данных, чтобы можно было воспользоваться всеми преимуществами, которые способен предоставить ИИ.

Возьмем, например, прекрасное решение на базе ИИ для магазина, который собирает информацию о покупателях (цвет волос, вид прически, цвет кожи, размер и стиль одежды), чтобы рекомендовать им свои товары для укладки волос, косметику, модную одежду и аксессуары.

Знание клиентов может стать реальным преимуществом продавца, особенно в период минимальных контактов и социального дистанцирования. Но пока все рекомендованное данным решением не будет в наличии в магазине (либо покупки должны быть быстро доставлены в указанное покупателем место), использование ИИ таким образом не обеспечит отличного, удовлетворяющего покупателей обслуживания, которое является стабильным и регулярно приносит плоды.

При сегодняшней высокой конкуренции в розничной торговле, когда будущее многих престижных магазинов все еще остается неопределенным, постоянное качественное обслуживание каждого клиента стало важнее, чем когда-либо прежде. После завершения пандемии брендам всех размеров необходимо будет осознать, какие преимущества способны принести приложения ИИ.

При высокой конкуренции за онлайновые продажи клиенты будут рады перемещаться от одного бренда к другому на перегруженной многоканальной торговой площадке, если покупки станут быстрее или дешевле доставляться, что придает обслуживанию клиентов колоссальное значение. На практике это означает, что необходимо в нужное время создать надежный запас товаров там, где это необходимо, и обеспечить эффективное управление складом и центром дистрибуции, чтобы обеспечить доставку заказов в магазины или по домашнему адресу клиента, в то же время соблюдая на каждом этапе требование социального дистанцирования.

Реагирование на перемены

Предприятия розничной торговли, использующие ИИ на складах, уже добились серьезного повышения эффективности и точности. Объединяя данные об истории заказов с ИИ и МО, чтобы лучше понимать тенденции эволюции заказов (включая использование электронной коммерции с доставкой непосредственно потребителю), ритейлеры могут упростить процессы подбора, упаковки и доставки товаров. Знание профилей заказов через электронную коммерцию за день, неделю или месяц обеспечивает также большую наглядность заказанных продуктов и их количеств, что весьма полезно для прогнозирования неожиданных всплесков спроса.

Огромный рост заказов через электронную коммерцию после закрытия магазинов в конце марта даже более убедительно, чем подготовка к новому учебному году или неожиданная жара в апреле, показал, что розничной торговле необходимо быть готовой к новым, незапланированным всплескам спроса, которые могут возникнуть в любое время.

Кроме того, использование ИИ на складе позволяет пересмотреть графики работы сотрудников (для соблюдения социального дистанцирования), интегрировать и перераспределить ресурсы (людей и машины) и в то же время изменить приоритетность заказов и предложить новые варианты доставки.

Розничная торговля отличается надежностью и прагматичностью. Раз за разом она демонстрирует способность решать проблемы, использовать инновации и новые технологии. Как и в конце 1980-х — начале 1990-х, когда некоторые компании рассматривали инвестиции в компьютеры как часть своих планов будущего роста и развития, те предприятия розничной торговли, которые могут рационализировать ценность с помощью конкретных инвестиций в ИИ в таких областях как обслуживание клиентов или цепочки поставок, сумеют опередить конкурентов.

Как и в случае с распространением Интернета за последние 30 лет и цифровизацией, ставшей неизбежной за предшествующее десятилетие, проблема не в том, будет ли использоваться ИИ в розничной торговле и более широком бизнес-сообществе, а лишь в том, когда. В конечном счете все сводится к простому вопросу, можете ли вы позволить себе не инвестировать в ИИ?