Все громче звучит призыв к разработке приложений на основе искусственного интеллекта для оптимизации или улучшения бизнес-процессов, и CIO и другие технологические руководители должны планировать и распределять ресурсы соответствующим образом, считают опрошенные порталом InformationWeek эксперты.

Организации стремятся разрабатывать собственные приложения на основе ИИ, поскольку они предлагают многочисленные преимущества, такие как повышение эффективности, улучшение процесса принятия решений и экономия средств.

Однако, поскольку многие руководители видят в ИИ волшебную пилюлю, снижающую операционные расходы и повышающую качество продукции, они не осознают сложности, возникающие при создании приложений с помощью ИИ.

Это требует от CIO понимания сути и возможностей приложений и алгоритмов на основе ИИ, чтобы определить, можно ли их использовать в повседневной работе.

Майк Эрлихсон, главный специалист по данным компании Salt Security, говорит, что CIO должны сначала определить бизнес-проблемы, которые могут быть решены с помощью ИИ. «Затем они должны оценить потенциальную окупаемость инвестиций и оценить возможности существующей ИТ-инфраструктуры по поддержке инструментов и приложений на базе ИИ, — считает он. — Наконец, им следует определить приоритеты и протестировать несколько вариантов использования ИИ, прежде чем увеличивать объем инвестиций».

Эрлихсон предупреждает, что создание инструментов на основе ИИ может быть дорогим и трудоемким, особенно если вы начинаете с нуля и самостоятельно разрабатываете сложную ИИ-систему.

«Необходимые финансовые и временные затраты зависят от сложности реализуемой модели ИИ, объема и качества имеющихся данных, квалификации команды разработчиков и инфраструктуры, необходимой для поддержки инструментов и приложений ИИ», — говорит он, добавляя, что наличие широкого спектра готовых платформ, фреймворков и инструментов ИИ может значительно снизить затраты на разработку и внедрение инструментов и приложений на основе ИИ.

Смена взглядов на разработку приложений

Андреас Вельш, вице-президент и руководитель отдела маркетинга и управления ИИ-решениями SAP, отмечает, что создание приложений с поддержкой ИИ собственными силами требует смены парадигмы и менталитета в подходе бизнес- и технологических команд к разработке приложений.

«Чем больший вклад алгоритм может внести в бизнес, тем больше времени, денег и ресурсов необходимо затратить на его создание и поддержку, чтобы добиться желаемых результатов», — говорит он.

Использование таких технологий, как low-code/no-code, позволяет позаботиться о фронтенде приложения, однако многие из них выходят далеко за пределы верхнего уровня и требуют услуг штатного специалиста по управлению данными.

«Общий успех зависит от того, как бизнес- и технологические команды решат такие вопросы, как определение бизнес-ценности, наличие и доступ к бизнес-данным», — добавляет Вельш.

Джейсон Конярд, ИТ-директор VMware, считает, что после десятилетий воображения будущего с ИИ многие впервые увидели его потенциал с помощью таких инструментов, как ChatGPT, но реальность такова, что до полного выполнения своих обещаний искусственному интеллекту еще «далеко».

«Несмотря на ожидания, которые люди возлагают на эту технологию, ИИ пока не является святым Граалем, — говорит он. — Однако он является важной ступенькой на нашем пути преобразований».

По словам Конярда, в ближайшей перспективе ответственность ИТ-руководителей будет заключаться в том, чтобы установить рамки для безопасного и надежного использования инструментов ИИ в своей организации.

«CIO также должны принять меры для защиты от импульсивных инвестиций в ИИ, — добавляет он. — На данном этапе цикла развития важно понимать ограничения и последствия применения ИИ, чтобы мы могли стратегически правильно инвестировать».

Привлечение директора по данным, финансового директора и других заинтересованных сторон

По словам Эрлихсона, к числу ключевых заинтересованных сторон, необходимых для реализации стратегии разработки приложений на основе ИИ, относятся директор по данным (CDO) и финансовый директор (CFO). Первый может помочь управлять и регулировать активы данных организации, обеспечивать качество данных и следить за тем, чтобы данные использовались в соответствии с нормативными требованиями. Второй может обеспечить соответствие инвестиций в инструменты на основе ИИ финансовым целям и общему бюджету компании.

«Также важно привлекать бизнес-руководителей для выявления бизнес-проблем, которые могут быть решены с помощью ИИ, определения сценариев использования и установления приоритетов для разработки приложений на основе ИИ с учетом потребностей бизнеса», — говорит Эрлихсон.

Кроме того, необходимо привлекать юридические и нормативные службы, чтобы обеспечить соответствие инструментов на базе ИИ законам и нормам о конфиденциальности данных, безопасности и этичности использования ИИ.

«Наконец, операционные и ИТ-команды необходимы для обеспечения обратной связи по вопросам осуществимости и масштабируемости разработки и внедрения инструментов на базе ИИ, а также для обеспечения наличия необходимой ИТ-инфраструктуры, требуемой для поддержки развертывания приложений на базе ИИ», — говорит Эрлихсон.

Вельш считает, что для успешного внедрения ИИ в компании в разработку должны быть вовлечены, помимо CIO, и остальные топ-менеджеры. «И руководители высшего звена, и акционеры стремятся к прибыльности и эффективности использования капитала, чтобы не отстать от конкурентов», — говорит он.

Вельш отмечает, что скорость, с которой технология ИИ входит в обиход, опережает необходимый надзор со стороны государства в отношении устойчивого и безопасного развития ИИ. «Руководители компаний должны обеспечить этичное и безопасное использование ИИ, сохраняя при этом высокое качество услуг и продуктов для клиентов и потребителей», — полагает он.

Эрлихсон говорит, что хотя вокруг ИИ, безусловно, много шумихи, очевидно, что приложения на основе ИИ становятся для организаций все более важными, и ожидается, что эта тенденция сохранится в будущем.

Он отмечает, что ИИ уже трансформирует методы работы многих организаций и интегрируется в различные бизнес-процессы, от обслуживания клиентов до управления цепочками поставок. «Поскольку технология ИИ продолжает совершенствоваться, и все больше компаний признают преимущества внедрения приложений на основе ИИ, более чем вероятно, что важность ИИ в организациях будет только расти», — говорит Эрлихсон.