Искусственный интеллект переворачивает с ног на голову всевозможные традиции, включая то, как люди получают информацию и совершают покупки. Благодаря поисковым системам на базе ИИ пользователям больше не нужно посещать веб-сайты, чтобы узнавать новости или информацию о продуктах. Это изменение потребительского поведения приводит к серьезным переменам в том, как компании представляют новости и информацию, и победители и проигравшие в этой борьбе определяются прямо сейчас, сообщает портал BigDATAwire.

Ранее в этом году Bain & Company опубликовала исследование, которое показало, что 80% потребителей полагаются на результаты поиска, полученные с помощью ИИ, в 40% своих поисковых запросов в Интернете. Опрос, проведенный среди 1100 пользователей, показал, что резюме, созданные с помощью ИИ, например AI Overview от Google, сократили органический веб-трафик на величину до 25%.

Вместо того, чтобы заходить на веб-сайт для просмотра информации, большинство пользователей полагаются на резюме, созданные ИИ, говорится в февральском отчете компании. По данным Bain, 60% поисковых запросов в Интернете теперь завершаются без перехода пользователя на другой сайт, что некоторые называют путем «zero-click» («нулевой клик»).

Удар по новостным сайтам также оказался ощутимым. Согласно июньской статье в Wall Street Journal под названием «Новостные сайты разгромлены новыми ИИ-инструментами Google» сообщается, что трафик сайта Business Insider упал на 55% с апреля 2022 г. по апрель 2025-го. В статье говорится, что причиной стали новые ИИ-системы, такие как функция AI Overview от Google и аналогичные решения OpenAI.

«Чат-боты заменяют поиск Google, избавляя от необходимости нажимать на синие ссылки и сокращая количество переходов на новостные сайты, — пишут репортеры WSJ Изабелла Симонетти и Кэтрин Блант. — В результате трафик, на который издатели полагались годами, резко падает».

Специалисты по продажам и маркетингу, а также издатели новостей с трудом адаптируются к новой реальности, связанной с ИИ. Без прежнего надежного потока трафика из органических поисковых систем операторам веб-сайтов нужны новые способы поддержания релевантности. Как же им быть?

Bain рекомендует оптимизировать свой контент для больших языковых моделей (LLM) и инвестировать в новые метрики эффективности. Чтобы повысить шансы на успех с LLM, Bain советует опираться на «богатый, разговорный текст» и использовать «удобную для агентов структуру» с использованием упорядоченных списков и определений. Наличие «чистого, легко анализируемого сайта», который полностью проиндексирован, тоже является плюсом. Также рекомендуется выходить за рамки текста, а видео и интерактивные форматы могут «повысить видимость в GenAI-поиске».

Однако действий организации со своим собственным сайтом для удовлетворения потребностей LLM может оказаться недостаточно. Bain утверждает, что LLM также формируют представление об организации и ее репутации, используя внешние источники. «Заработанный авторитет» благодаря заметным упоминаниям во внешних медиа и «глубокому общению с клиентами» в этих местах может помочь организации получить высокие оценки от алгоритма.

Pew Research пришла к схожему с Bain выводу. Исследование, опубликованное в июле, показало, что пользователи вдвое чаще нажимали на ссылку в результатах поиска, когда им не показывали сводку, сгенерированную ИИ. Также было обнаружено, что большинство цитируемых в Google AI Overviews источников — это Wikipedia, YouTube и Reddit.

Но не все так мрачно, как кажется, из-за ИИ. Что касается покупок, потребители по-прежнему тратят деньги на товары. По данным Adobe Analytics, трафик на сайты розничных продавцов из GenAI-источников вырос аж на 1200% в феврале 2025 г. по сравнению с июлем 2024-го. Согласно анализу Scrunch анонимизированных поисковых запросов, трафик, связанный с ИИ, растет на 40% ежемесячно.

И когда пользователи все же попадают на ваш сайт, наличие поисковой системы на базе ИИ может значительно повысить вероятность того, что они останутся на нем. По словам Наджи Гауси, директора по маркетингу SearchStax, поисковая система стала стратегическим драйвером роста в эпоху ИИ: «Пользователи, которые попадают на ваш сайт, уже привыкли к режиму „нулевого клика“. Они не хотят копаться в теме. Они хотят получать ответы. А это значит, что, как только они попадают на сайт, ваша строка поиска становится их основным опытом. Если ответ не быстрый, интуитивно понятный и точный? Они уходят».

Неудачный поисковый опты может стать камнем преткновения в эпоху ИИ. Гаузи рекомендует относиться к поисковой системе не как к служебной программе, а как к «ключевому фактору вовлеченности, конверсии и удовлетворенности клиентов».

«Поиск — это ваше первое и окончательное впечатление, — говорит она. — Именно здесь завоевывается — или теряется — доверие».