По данным исследования PwC, большинство пациентов готовы получать медицинские услуги с применением передовых технологий, обладающих достаточным потенциалом для трансформации системы здравоохранения, направленной на повышение качества, оперативности и доступности врачебной помощи.
Полученные в ходе исследования выводы представлены в отчете PwC «What doctor? Why AI and robotics will define New Health». Отчет основан на результатах проведенного по заказу фирмы опроса, в котором приняли участие более 11 000 человек из 12 стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Во всех рассматриваемых регионах более половины респондентов (55 %) выразили желание пользоваться передовыми компьютерными технологиями или взаимодействовать с оснащенными искусственным интеллектом роботами, которые могут отвечать на вопросы, брать анализы, ставить диагноз и давать рекомендации по лечению.
Основные выводы исследования: пациенты готовы активно взаимодействовать с искусственным интеллектом и роботами, если это повысит доступность медицинских услуг; одним из ключевых факторов такой готовности являются быстрые и точные диагноз и лечение; необходимым условием распространения и широкого применения данных технологий является доверие пациента, для которого зачастую очень важно живое общение с врачом.
В ходе изучения ответов респондентов было выявлено определенное различие в предпочтениях граждан развитых и развивающихся стран. Пациенты из стран с устоявшейся, а следовательно, менее гибкой, системой здравоохранения (Великобритания и Западная/Северная Европа) не против взаимодействия с автоматизированным поставщиком медицинских услуг, однако они не продемонстрировали энтузиазма, который показали жители развивающихся стран, где сфера здравоохранения все еще находится на стадии формирования и становления.
Результаты исследования показали, что даже в операционной респонденты готовы доверить проведение несложных хирургических манипуляций роботу вместо врача (от почти половины до 73 % всех респондентов). Участники опроса из Нигерии, Турции и Южной Африки больше остальных хотели бы быть прооперированными роботами (73 %, 66 % и 62 % соответственно), а вот жители Великобритании согласились бы на это с наименьшей охотой (36 %).
Возможно, вполне закономерно, что при ответе на аналогичный вопрос о серьезных, сложных операциях, таких как замещение коленного или тазобедренного сустава, удаление опухоли или хирургия сердца, многие респонденты предпочли опытные руки врача. Тем не менее многие не возражают против того, чтобы и сложные операции проводились роботами: от 69 % в Нигерии до 40 % в Нидерландах и 27 % в Великобритании.
В ходе опроса также были проанализированы ключевые факторы, обусловливающие желание или нежелание пациента пройти медицинскую процедуру или получить медицинскую помощь с применением искусственного интеллекта или робототехники. Так, в основном респонденты были готовы обратиться к роботам, чтобы легко и быстро получить доступ к тем или иным медицинским услугам (36 %), а также быстро узнать точный диагноз (33 %). К основным причинам, останавливающим респондентов, относится отсутствие уверенности в способности роботов принимать решения (47 %) и нежелание отказаться от живого общения с врачом (41 %). Несмотря на то что в разных странах показатели варьировались, приведенные выше два основных преимущества и два главных недостатка были выделены респондентами именно в таком порядке во всех регионах за исключением Саудовской Аравии и Катара, где самым главным недостатком было признано отсутствие живого общения с врачом.
«Нравится нам это или нет, но искусственный интеллект и роботизация — это будущее здравоохранения. Конечная цель — качественные медицинские услуги по доступным ценам для всех и каждого, а следовательно, улучшение состояния здоровья населения. Преимущества, которые можно получить от плавной интеграции искусственного интеллекта и робототехники в существующие системы здравоохранения, а в дальнейшем — от создания новых моделей оказания медицинских услуг на основе данных технологий, поистине колоссальны», — прокомментировал руководитель практики PwC по оказанию услуг организациям здравоохранения в странах Ближнего Востока, доктор Тим Уилсон.
Дальнейшие шаги на пути реализации этой инициативы на уровне государственных органов, бизнеса и медицинской отрасли:
- государственным органам необходимо разработать обязательные стандарты качества и регуляторные нормы, применимые ко всему сектору здравоохранения, а также соответствующую систему мотивации для перехода на новые методологии;
- врачи и медицинские работники должны изучить потенциал искусственного интеллекта и робототехники, а также возможности использования данных технологий в своей практике и их внедрения в экосистему здравоохранения; они не должны противиться переменам;
- пациенты должны привыкнуть к присутствию искусственного интеллекта и роботов в медицинских учреждениях и осознать все выгоды от такого взаимодействия человека и машины;
- компании частного сектора, разрабатывающие искусственный интеллект и робототехнику, должны предлагать решения в области таких актуальных для всех систем здравоохранения проблем, как удовлетворение растущего спроса на медицинские услуги и обеспечение соответствующих ресурсов. По сути, предоставляя решения на основе искусственного интеллекта и робототехники, частные компании получают возможность кардинально изменить облик сектора здравоохранения к лучшему;
- руководители институциональных органов здравоохранения должны подготовить статистику, оценить успешность и эффективность применения новых технологий и приоритизировать желания и потребности пациентов.
«Очевидно, люди все больше хотят получать медицинские услуги с применением новых технологий, таких как искусственный интеллект и робототехника. Однако правительства, бизнес-сообщество и отраслевые специалисты в целом должны серьезно пересмотреть применяемые подходы к обеспечению граждан медицинской помощью. Необходимо очень тщательно продумать стратегию внедрения для разных регионов. Везде своя специфика, свои трудности», — прокомментировал руководитель практики PwC по оказанию услуг организациям здравоохранения в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Дин Арнолд.