Завершилось тестирование российской инновационной системы транспортной безопасности Skytracking Transport Security (STTS) в АО «Автобусный парк» в Великом Новгороде.

Печальная статистика дорожно-транспортных происшествий на российских дорогах давно обращает на себя внимание общественности, правительства и Президента РФ. Анализ причин резонансных инцидентов с участием общественного транспорта и грузовых крупногабаритных транспортных средств привел к неутешительным выводам: в большинстве ситуаций речь идет о нарушении водителем правил дорожного движения, в том числе по причине критического снижения внимания и потери концентрации.

Такие явления в свою очередь связаны с нарушением базовых правил управления транспортным средством, включая курение, отвлечение от дороги, разговор по телефону, или с естественной усталостью водителя и, как следствие, дремотному состоянию, засыпанию за рулем.

На сегодняшний день в мире не существует универсальных комплексных решений этой проблемы, поэтому стало понятно, что нужно использовать весь научно-технический потенциал российских разработчиков для создания системы, которая позволила бы снизить риск возникновения подобных ситуаций на дороге.

По распоряжению Президента и правительства, под эгидой «Агентства стратегических ини­циатив», НТИ и отраслевого союза «НейроНет» в 2017 году стартовал проект, призванный объединить различные технологии мониторинга, контроля водителей и транспортных средств в сфере общественного и грузового транспорта. В проект вошли три российские компании. Одна из них резидент Сколково компания «Скайтрэк» является разработчиком решений в области машинного обучения, нейросетевых технологий, видеоанализа.

«На момент нашего вхождения в проект мы уже обладали отдельными решениями и экспертизой по обработке видеопотока с помощью нейросетей. Кроме этого, партнерство с АО „ГЛОНАСС“ позволило нам получить опыт применения технологий геопозиционирования для решения различных прикладных задач. Но проект АСИ стал настоящим вызовом, он потребовал консолидации нашего опыта и знаний во всех областях работы с данными», — отметил генеральный директор «Скайтрэк» Илья Гоценко.

За четыре месяца команде «Скайтрэк» удалось создать и протестировать прототип системы SkyTracking Transport Security (STTS), а также подготовиться к проведению испытаний в полевых условиях. Решение было представлено на форуме «Открытые инновации 2017», на «Транспортной неделе 2017» и вызвало большой интерес как со стороны профильных государственных ведомств, так и представителей коммерческих автоперевозчиков.

В итоге к моменту пилотного проекта STTS представляла собой интеллектуальную систему видеоанализа, обработки и визуализации данных о состоянии водителя и транспортного средства с использованием технологий машинного обучения и геопозиционирования ГЛОНАСС, способную осуществлять раннее предупреждение негативных инцидентов на транспорте в режиме реального времени.

Благодаря активному участию АСИ, его представительства в Великом Новгороде и лично губернатора Андрея Никитина испытания решено было провести на транспортных предприятиях Великого Новгорода в период с ноября 2017 года по февраль 2018 года.

На первом этапе проекта комплекс оборудования STTS, включающий в базовой комплектации видеокамеру, мини-компьютер, передатчик ГЛОНАСС, был установлен в кабине водителя на 5 транспортных средствах — 4-х новых городских автобусах китайского производства и 1-м троллейбусе.

Затем фотографии водителей были занесены в базу, что позволило осуществлять их идентификацию через видеокамеру по точкам на лице перед началом движения.

На рабочих компьютерах руководителей транспортного предприятия Скайтрэк развернул портал мониторинга и контроля транспортной безопасности для отображения данных об инцидентах и аналитических показателей в режиме реального времени.

Работа комплекса вкратце представляет собой следующий процесс. Информация из транспортных средств, включая видеопоток и координаты, поступает в мини-компьютер, предварительно обрабатывается, затем передается через модем в платформу процессинга данных HEAVEN на серверы Скайтрэк в Москве.

В HEAVEN данные обрабатываются с помощью нейросетей, далее результат отправляется в портал SkyTracking Transport Security для визуализации и генерации отчетности. Инциденты фиксируются системой в автоматическом режиме, каждый сопровождается координатами ГЛОНАСС и коротким видеороликом водителя в момент инцидента.

Таким образом, оператор портала имеет возможность получать информацию о каждом инциденте в разрезе транспортных предприятий, автомобилей и водителей. Интерактивная карта показывает перемещение автомобилей в режиме реального времени.

В ходе «пилотного» проекта было зафиксировано более 200 инцидентов, включая прохождение/непрохождение идентификации, отвлечение от дороги, сон, курение, разговор по мобильному телефону, превышение скорости.

«Мы сразу столкнулись с рядом эффектов, которые осложняли корректную работу комплекса. Пришлось „бороться“ с бликами на стеклах автобусов, которые определялись как лицо водителя. В некоторых ситуациях поручни интерпретировались как сигареты. Мы более десяти раз „переучивали“ нейросети, вносили радикальные изменения в программное обеспечение на стороне транспортного средства, в портальной и серверных компонентах системы», — прокомментировала руководитель проекта, исполнительный директор «Скайтрэк» Мария Филистеева.

Работа STTS позволила сделать неожиданное, но приятное открытие: почти все инциденты, связанные с нарушением водителями правил поведения за рулем, будь то курение или разговор по телефону, фиксировались системой исключительно в моменты остановки транспортных средств.

В результате «пилотного» проекта были доказаны ключевые технологические гипотезы, в первую очередь о возможности фиксации поведенческих параметров водителя с применением средств видеоанализа и нейросетей. Также была убедительно продемонстрирована работа системы в режиме реального времени с передачей данных за сотни километров с задержкой не более 2 секунд.

Результаты проекта в Великом Новгороде с очевидностью подтверждают пользу применения и необходимость внедрения подобных систем на базе технологий искусственного интеллекта и геопозиционирования, что позволит существенно снизить риски ДТП с участием общественного и грузового транспорта, а также риски террористических угроз, связанных с использованием крупногабаритных транспортных средств (автобусов, грузовиков).

«Решение о дальнейшем внедрении подобных комплексов в федеральном масштабе связано с необходимостью изменения законодательной базы, проведением дополнительных экспертиз, консультаций с профильными ведомствами и автопроизводителями. Проект в Великом Новгороде стал одним из первых шагов в этом направлении, показал свою результативность с точки зрения апробации инноваций в сфере транспортной безопасности. После окончательного подведения итогов проекта мы планируем и дальше поддерживать развитие проекта в регионе совместно с АСИ и консорциумом компаний-разработчиков», — рассказал о планах на будущее Курмышев Николай Васильевич, заместитель руководителя Администрации Губернатора Новгородской области — начальник управления Администрации Губернатора Новгородской области по развитию цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий.

Ближайшей задачей проекта является осуществление доработок со стороны всех трех компаний-участников с целью создания интегрированной системы, объединяющей преимущества каждой.

«Скайтрэк» приступила к проектированию ключевой компоненты комплекса — устройства, объединяющего высокопроизводительный мини-компьютер и модем в защищенном исполнении. Производство планируется начать в течение ближайших трех месяцев.

Одним из направлений развития системы также рассматривается ее интеграция с ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в рамках партнерства с АО «ГЛОНАСС».

Что касается STTS, то по словам Ильи Гоценко: «„Скайтрэк“ ждет большая работа по расширению функциональности системы для повышения безопасности передвижения граждан. Эта инициатива изменила наши представления о возможностях цифровых технологий в решении задач транспортной безопасности. Сейчас мы проводим эксперименты с видеокамерой, обращенной из кабины транспортного средства на дорогу для фиксации нарушений правил разметки и других нарушений. Научились получать данные из диагностической системы автомобиля. Есть еще несколько прорывных идей. Возможно, вся эта работа в будущем приведет нас к партнерству с автопроизводителями в проектах создания беспилотных транспортных средств. Как знать».

Пресс-релиз

Версия для печати