«Тинькофф» представил Олега — первого в мире голосового помощника в сфере финансов и лайфстайл-услуг, созданного в России. Его миссия — помогать пользователям в решении задач в экосистеме «Тинькофф», делать их жизнь проще и быть другом, который всегда рядом.

Олег — мужчина от 25 до 40 лет. Он вежливый, не любит панибратства, и, если нужно, может быть настойчивым. Ему не чуждо чувство юмора, и он не учит пользователя жизни, пока тот не попросит. В иррациональных ситуациях он может выразить несогласие или даже неодобрение — но не долго, нудить он не будет. Олег догадывается, что он не совсем человек, но это его не слишком волнует. Для него важнее другое: день, который Олег прожил, не помогая людям, прошел зря.

Олег говорит голосом российского актера кино и дубляжа Никиты Прозоровского, озвучивавшего в российском прокате несколько сотен культовых фильмов, сериалов и компьютерных игр. Никита Прозоровский записал около 30 часов реплик для голосового помощника «Тинькофф», на основе которых в дальнейшем стал синтезироваться голос Олега.

Олег будет «жить» в мобильном приложении «Тинькофф». Голосовой помощник сможет распознавать и интерпретировать запросы пользователей, задавать уточняющие вопросы, решать их задачи, беседовать на разные темы. Олег поможет им управлять голосом всеми ключевыми финансовыми и lifestyle услугами экосистемы «Тинькофф».

В первой версии Олег сможет: совершать денежные переводы на счета в «Тинькофф» и Сбербанке; бронировать столики в ресторанах; записывать пользователей в салоны красоты; покупать билеты в кино с кэшбэком 15%; искать скидки на товары и услуги; общаться на свободные темы; давать полезные советы и лайфхаки из «Тинькофф Журнала»; консультировать по банковским вопросам и акциям; управлять финансовыми продуктами (дебетовой и кредитной картами); изменять личные данные в экосистеме «Тинькофф»; заказывать и отправлять на почту электронные документы (например, справку для посольства).

В будущем Олег станет еще способней: он будет интегрирован во все элементы экосистемы «Тинькофф» — Путешествия, Мобайл, Инвестиции, Страхование, Развлечения, Бизнес, Джуниор и др. Так, Олег сможет заказать такси, организовать путешествие, подобрать и оплатить авиа и жд-билеты, отели, управлять бронированиями, купить билеты в театр, на концерты и спортивные мероприятия, записать на прием к врачу, оплатить счета, предложить варианты досуга на вечер, показать статистику расходов, подсказать инвестиционную идею в приложении Тинькофф Инвестиции и многое другое. Мобильным банком Тинькофф можно будет управлять целиком с помощью Олега.

Также Олег сможет идентифицировать голос клиента с помощью собственных биометрических технологий «Тинькофф» и выполнять его голосовые команды, требующие авторизации в мобильном приложении. Например — совершить перевод денег во время управления автомобилем.

На старте Олег будет поэтапно появляться у пользователей в мобильном приложении «Тинькофф» на iOs, чуть позже — на Android. Первые обладатели Олега смогут поделиться им со своими друзьями, переведя деньги через голосового помощника. Нужно просто попросить Олега сделать перевод нужному клиенту «Тинькофф», и — в течение часа после поступления денег на счет получателя — в его мобильном приложении появится Олег (на Android — после обновления приложения до версии 4.8, которая будет опубликована в ближайшее время).

Чтобы начать общение с помощником в мобильном приложении «Тинькофф» — достаточно сказать: «Привет, Олег!» или «Слушай, Олег!» (у приложения должен быть доступ к микрофону смартфона). Найти Олега можно также в разделе «Чат» или нажав на кнопку «Микрофон» рядом со строкой поиска на любом экране.

Помощнику можно задать вопрос, например — «Что делать вечером?» или обратиться с просьбой сделать перевод другу и пр. Чтобы узнать о текущих возможностях Олега, нужно спросить его: «Что ты умеешь?»

Олег сможет беседовать с пользователями на разные темы, в том числе — о себе. К примеру, он с удовольствием ответит на такие вопросы: «Как тебя зовут?», «Как дела?», «Что ты делаешь в свободное время?», «Какую музыку ты слушаешь?», «Что нового в банке?», «Олег — красавчик?», «Какой курс доллара?» и т.д.

У Олега можно попросить совет, и он даст рекомендацию из «Тинькофф-Журнала» про деньги и жизнь. Или сказать: «Покажи скидки на кроссовки», на что Олег покажет все подходящие спецпредложения от «Тинькофф» (скидки можно искать по категориям или по названиям любимых фирм). Он также может поиграть с пользователем в викторину, если сказать ему «Олег, задай вопрос». Он предложит догадаться, например, какие продукты нельзя купить в Австралии, что Лев Толстой мог купить на гонорар за «Анну Каренину» или сколько кэшбэка вы получили за прошлый год.

Голосовой помощник также проконсультирует по финансовым и банковским вопросам — его можно спросить: «Что такое беспроцентный период», «Какая у меня полная сумма задолженности», «Как перевыпустить карту», «Какой у меня минимальный платеж», «Как начисляется кэшбэк», «Как оплатить коммунальные платежи» и т.д. Он расскажет про комиссии, лимиты, программы лояльности, как пользоваться текущими банковскими услугами в «Тинькофф» и т.д.

Олег сможет интерпретировать запросы пользователя и при необходимости задавать уточняющие вопросы. Например, если клиент произносит «Хочу в ресторан завтра», голосовой помощник не будет спрашивать дату, а уточнит только недостающую информацию (название ресторана, количество гостей, время) и подтвердит заказ. Если клиент решит перенести поход в ресторан, голосовой ассистент отменит бронирование и предложит другие варианты.

Олег — совсем молодой голосовой помощник, и ему еще многому предстоит научиться. Ему интересно все новое, он ежедневно совершенствует свои навыки общения. Иногда Олег может сказать или ответить на вопрос, не подумав. Он объясняет это вспыльчивым характером, но работает над собой и каждый день становится лучше. Пользователи могут помочь в обучении Олега — ставить его репликам «лайки» или «дизлайки», которые будут анализироваться командой «Тинькофф». В случае, если у Олега возникнут затруднения с решением задачи клиента, ему можно сказать «Хватит» или «Позови человека».

Большую часть пользовательских задач Олег будет решать автоматически. Для оставшегося круга задач голосовой помощник будет привлекать операторов из колл-центра Тинькофф: он уточнит у пользователя необходимую информацию, а затем поставит задание, которое уже будет выполнять человек. Такое решение позволит максимально автоматизировать все процессы, например — записывать клиентов в те салоны красоты, которые пока еще не подключены к общей системе через партнеров.

По мере развития и общения с пользователями Олег будет обучаться и менять свой характер. Например, сможет проводить речевой анализ реплик клиента: изучать его настроение в режиме реального времени и подбирать стиль ответов — от дружелюбного до более официального.

Олега помогает обучать суперкомпьютер «Тинькофф» (Кластер «Колмогоров») — один из самых мощных в России. С его помощью команда «Тинькофф» быстрее обучает нейросетевые модели для распознавания речи, синтеза речи, обработки естественного языка, общения на свободные темы.

Для создания Олега использовались глубокие нейросетевые модели и речевые технологии, с которыми «Тинькофф» работает с 2014 года в рамках стратегии AI First. В 2016 году Тинькофф начал разработку собственной технологии распознавания речи. Она одинаково хорошо справляется с шумной речью в телефонном канале, так и с чистой речью, полученной с качественных источников данных. На данный момент технология распознавания речи правильно определяет до 95% произнесенных слов, использует для обучения терабайты данных и десятки тысяч часов человеческой речи. В 2017 году «Тинькофф» запустил собственную биометрическую систему, которая правильно принимает решение в 99.99% случаев. В 2018 году «Тинькофф» стал первым банком-вендором Единой биометрической системы по голосовой биометрии. В 2018 году «Тинькофф» начал разработку собственной технологии синтеза речи на основе таких нейросетевых моделей, как WaveNet, Tacotron, Deep Voice. Нейросетевые архитектуры позволяет качеству синтезированного голоса вплотную приблизиться к человеческому.

Голосовые технологии используются не только в голосовом помощнике: они помогают группе Тинькофф автоматизировать процессы, связанные с обслуживанием. Так, через распознавание речи ежедневно проходит около миллиона звонков обслуживания, а биометрическая система, обученная на голосах клиентов, успешно помогает отсеивать все мошеннические действия в колл-центре.

Также «Тинькофф» сейчас ищет разработчиков в команду, работающую над Олегом.

Пресс-релиз

Версия для печати