Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ подготовил доклад на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования, которое было впервые проведено с целью выявления масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта (ИИ) в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
Российские вузы заметно дифференцированы по подготовке в области ИИ. Более половины всех студентов по профилю ИИ сосредоточены в 18 крупнейших по реализации профильных программ организациях, предлагающих наиболее массовые и в то же время селективные программы (около 4% обследованных организаций).
В целом селективность программ по профилю ИИ выше, чем программ, содержащих модуль по ИИ, программ в области информационных технологий (ИТ) и программ бакалавриата и специалитета в целом, причем это касается большинства укрупненных групп специальностей и направлений подготовки. Повышенной избирательностью при отборе абитуриентов отличаются программы в области ИИ в математических и технических науках.
Ряд регионов вошли в группы лидеров (со значениями показателей выше среднего по России) как по охвату студентов программами по профилю ИИ, так и программами с модулем по ИИ. К ним относятся Москва и Санкт-Петербург, Ростовская, Вологодская, Архангельская, Челябинская, Самарская, Пензенская, Московская области. На ситуацию с обучением технологиям ИИ в регионах непосредственно влияет степень проникновения ИИ в их экономики. Неравенство возможностей по обеспечению изучения технологий ИИ отчасти объясняется неравномерным территориальным распределением ИТ-организаций, занимающихся разработкой ИИ-продуктов. Но в ряде случаев развитие образования в области ИИ заметно отстает от уровня внедрения ИИ в экономике региона. Это связано, в частности, с использованием готовых решений, созданных специалистами из других субъектов РФ, что свидетельствует о наличии в таких регионах запроса на ИИ-разработки и потребности в наращивании подготовки собственных кадров в области ИИ.
Обеспеченность преподавателями в области ИИ в абсолютном большинстве рассматриваемых вузов превышает 90%. При этом разрыв в значениях показателя между вузами, готовящими профильных специалистов, не настолько велик, чтобы сделать вывод о ключевой роли дефицита кадров в их дифференциации по уровню развития подготовки в области ИИ. Однако обращает на себя внимание существенно более высокий уровень дефицита кадров соответствующей квалификации в вузах, не реализующих профильных программ, но включивших модули по ИИ в другие программы. Таким образом, можно считать, что организации, имеющие опыт реализации профильных программ, сформировали команды преподавателей ИИ-дисциплин, в то время как остальным вузам еще не вполне удалось решить эту задачу.
Важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов в области ИИ играет специализированная цифровая инфраструктура — цифровые оборудование и контент. Во всех рассматриваемых в докладе кластерах вузов, сформированных в зависимости от объемов подготовки по программам по профилю ИИ, наблюдается дефицит цифровых ресурсов, в первую очередь — по оснащенности вычислительными мощностями на базе графических ускорителей, имеющих ключевое значения для задач, связанных с ИИ. Вузы, имеющие опыт подготовки специалистов по профильным программам, обеспечены контентом лучше, чем оборудованием. Организации, осуществляющие подготовку только в рамках модуля по ИИ, снабжены тем и другим приблизительно в равной степени и, к сожалению, недостаточно.
Вузы, только начинающие осваивать направление ИИ, имеют настолько выраженный дефицит необходимых для этого цифровых ресурсов, что он практически не позволяет им развивать программы по соответствующему профилю и существенно осложняет практико-ориентированную подготовку в рамках модулей по ИИ. Недостаток специализированной цифровой инфраструктуры, таким образом, может выступать основным препятствием для развития подготовки специалистов в области ИИ в вузах.