Блокчейн и смарт-контракты могут изменить финансовую сферу, и не только ее, до неузнаваемости уже в ближайшие годы. Пока идет стадия экспериментов, но уже скоро начнется промышленное использование технологии и разработок на ее основе.
К 2026 году ажиотаж вокруг блокчейна в значительной степени схлынул, а сама технология стала более зрелой и пригодной для практического применения. Сейчас основная тема при обсуждении вопроса «нужен ли блокчейн» заключается в том, решает ли он конкретную задачу лучше, чем традиционная база данных. Рассмотрим проблемы и перспективы применения этой технологии на примере банковской отрасли.
Децентрализация как высшая стадия централизации
Классический банк — это «закрытость», централизация, многоуровневая защита информации техническими и организационными средствами.
Классический блокчейн (дословно — «цепочка блоков») — это распределенный реестр, который одновременно хранится на множестве компьютеров. В него записываются данные и выстраиваются в цепь из связанных блоков. Система децентрализованная и прозрачная для всех ее участников. Это делает записи практически неподделываемыми, что обеспечивает высокий уровень доверия к их содержимому.
Доверие в финансовом секторе — ключевое понятие. И довольно быстро банки и национальные регуляторы от неприятия блокчейна перешли к его использованию. Блокчейн и смарт-контракты («самоисполняющиеся» цифровые соглашения, записанные в виде кода, которые автоматически выполняют условия договора при наступлении заданных критериев, что устраняет необходимость в посредниках) дают следующие преимущества:
- Сокращение издержек. Устранение посредников и автоматизация снижают операционные расходы. Масштаб экономии оценивается по-разному, от 30 до 70%, но с тем, что экономия будет значительной, согласны все.
- Ускорение платежей. Традиционные межбанковские платежи, особенно международные, могут занимать несколько дней. Блокчейн позволяет круглосуточно проводить транзакции в режиме реального времени.
- Повышение безопасности. Неизменяемость реестра и его криптографическая защита значительно усложняют возможность мошенничества и кибератак. Прозрачность каждой операции упрощает аудит и соблюдение регуляторных требований.
- Выход на новые рынки. Банки могут осваивать принципиально новые направления, такие как токенизация активов (преобразование прав на реальные активы, такие как недвижимость или акции, в цифровые токены). Это открывает возможности для дробного инвестирования и повышения ликвидности.
- Радикальное уменьшение значимости человеческого фактора. Внедрение технических средств контроля и подходов к организации процессов не могут полностью ликвидировать вероятность ошибок или недобросовестности персонала. Математические алгоритмы, лежащие в основе блокчейна, сводят эти факторы к минимуму.
Интерес к блокчейну со стороны банков вывел связанные с ним технологии и бизнес-практики на новый уровень. На конференции в октябре 2025 года аналитики Gartner заявили, что уже в 2030 году 20% денежных транзакций будут программируемыми, то есть основанными на алгоритмах (например на блокчейне и смарт-контрактах). Их использование даст возможность работать с ИИ-агентами, клиентами-машинами, осуществлять межмашинную торговлю без участия людей. Это должно радикально преобразить финансовую отрасль. «В результате стейблкоины, депозитные токены и токенизированные реальные активы превратятся в основные финансовые инструменты для корпоративного использования», — прогнозируют в Gartner.
Возможно, Gartner несколько оптимистична: программируемые деньги, которые аналитики компании отметили в ряду самых перспективных технологий (наряду с ИИ-агентами и клиентами-машинами) только взбираются по «кривой хайпа». До выхода на плато продуктивности им еще
При этом, если верить статистике Visa, платежи в стейблкоинах на основе публичных блокчейнов стремительно растут, устанавливая с апреля новые и новые рекорды. В октябре их объем достиг рекордных 1,5 трлн. долл., в ноябре немного упал. Всего за неполный 2025 год объем платежей составил 11,1 трлн. долл., за весь
Из последних громких новостей — в ноябре 2025 года швейцарский банк UBS и инфраструктурный провайдер Chainlink объявили о начале внедрении решения, которое позволит фондам и финансовым институтам осуществлять подписки и выкуп токенизированных паев. Проект предназначен для глобальных фондовых инструментов, этот рынок оценивается более чем в 100 трлн. долл.
В ходе пилотного проекта UBS работал через привычный SWIFT, при этом мог использовать блокчейн для выпуска или выкупа долей фонда. Ключевой результат тестового запуска: финансовым институтам не потребуется полностью менять инфраструктуру для работы с блокчейном, поскольку решение UBS встраивается в существующий процесс расчетов и обработки сообщений.
Блокчейн с отечественной спецификой
В России работы по внедрению блокчейна и смарт-контрактов ведутся давно. Так, в феврале 2025 года СОГАЗ заключил смарт-контракт с ГУП «Московский метрополитен» на страхование первого в России беспилотного трамвая модели «Львенок-Москва», который курсирует по трассе маршрута № 10 в тестовом режиме. Смарт-контракт заключен с использованием программного комплекса Банка ВТБ. При наступлении страхового случая расчет ущерба производится онлайн, а выплата страхователю направляется в течение одного дня. Контракт также предусматривает возможность в дальнейшем осуществлять расчеты в цифровых рублях.
В сентябре 2025 года Сбер и Северсталь запустили сервис управления дебиторской задолженностью на базе платформы «Цифровые активы Сбера». Он построен на технологии цифровых финансовых активов и смарт-контрактов. Это позволяет поставщикам продукции «Северстали» напрямую получать финансирование под уступку дебиторской задолженности, минуя посредников. В результате стоимость услуг снижается, а сам процесс становится значительно быстрее и удобнее.
В октябре 2025 года компания YADRO приняла участие в первом выпуске цифровых активов на платформе «ВТБ Капитал Трейдинг», обеспеченном встречными обязательствами по поставке серверов YADRO и оплате со стороны ИТ-холдинга Т1. Объем сделки — свыше 1 млрд. руб. В рамках сделки YADRO выпустила гибридные цифровые права, при погашении выпуска которых покупатель имеет возможность выбрать поставку оборудования или возврат средств. Одновременно с этим ИТ-холдинг Т1 выпустил цифровые финансовые активы как обязательство оплаты заказа. Встречный выпуск активов позволяет реализовать автоматическое выполнение условий в случае нарушения сроков поставки или оплаты.
Также в октябре 2025 года Газпромбанк продемонстрировал прототипы смарт-контрактов в цифровых рублях. В рамках пилотного проекта клиенты банка могли в мобильном приложении создать смарт-контракт для осуществления взноса на капитальный ремонт. Второй проект касался автоматического пополнения счета цифрового рубля: по заданным условиям деньги автоматически могут переводиться с текущего счета на счет цифрового рубля клиента.
Главный регулятор финансового рынка, Центробанк, еще в 2024 году выпустил фундаментальный аналитический доклад «Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке». Из него видно, что в банке всерьез задумываются о том, как внедрить новейшие технологии в отечественную банковскую сферу. А в октябре 2025 года стало известно, что ЦБ совместно с другими банками изучает возможность запуска платформы для заключения коммерческих смарт-контрактов в экосистеме цифрового рубля.
С технологической точки зрения у нас уже все неплохо. Свои платформы есть у многих крупных банков, Ассоциацией ФинТех совместно с Банком России создана платформа «Мастерчейн», основанная на протоколе Ethereum, доработанном с учетом требований российского законодательства к криптографии и процессу идентификации пользователей. Среди отличий российского подхода от мирового можно выделить то, что у нас основные усилия сосредоточены на обеспечении взаимодействия участников рынка, а не на развитии рынка криптовалюты.
Место интегратора в блокчейн-цепочке
Помимо крупных участников рынка в последнее время к блокчейну проявляют интерес и банки среднего размера. Они смотрят на технологию как на инструмент для снижения операционных расходов, ускорения процессов, создания новых продуктов.
При реализации таких проектов банки сталкиваются с рядом сложностей: с необходимостью больших первоначальных инвестиций и поддержки платформы, проблемами с масштабируемостью блокчейн-решений и, как следствие, с интеграцией блокчейна и уже имеющихся ИТ-систем.
Для оптимизации издержек при внедрении блокчейн-платформ средние банки вступают в консорциумы, фокусируются на конкретных бизнес-задачах. И привлекают профильных интеграторов, способных встроить блокчейн в имеющийся корпоративный ИТ-ландшафт, наладить его работу, передать документированный проект для поддержки обученной внутренней команде.
Что в итоге
Блокчейн пережил период хайпа и понемногу становится привычным рабочим инструментом.
В России разработаны собственные блокчейн-платформы, основанные на известных мировых протоколах, но учитывающие требования регулятора в области безопасности и работы с персональными данными.
Особенность «российского блокчейна» — его ориентация на решении реальных бизнес-задач.
В следующем году можно ожидать роста количества внедрений блокчейна и смарт-контрактов в финансовой сфере. Как всегда, важно, с одной стороны, не опоздать с внедрением прорывной технологии, с другой — не податься соблазну «внедрения ради внедрения», сформировать четкое понимание, для решения каких задач нужен блокчейн, как и с чьей помощью его внедрять и развивать.

































