В прошлом месяце в нашей стране почти одновременно произошло два крупных события, имеющих прямое отношение к финансированию стартующих проектов в области ИТ. 11 октября вышло распоряжение об учреждении Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий (Росинфокоминвест). А с 10 по 12 октября в Санкт-Петербурге прошел третий Российский венчурный форум, который традиционно собирает потенциальных инвесторов, экспертов рынка, а также представителей компаний малого и среднего бизнеса (с разных рынков), заинтересованных в привлечении средств под свои проекты.

На фоне других отраслей информационные технологии выглядят сейчас весьма привлекательно, однако не все эксперты рынка уверены в том, что венчурные инвестиции в ИТ в сегодняшних условиях окажутся эффективными. Но как бы то ни было, есть повод поразмышлять о том, насколько гладко станет складываться работа созданного фонда после того, как он сможет начать свою деятельность.

Росинфокоминвест

Идея создания Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий созрела довольно давно. Еще 9 августа 2006 г. Правительство Российской Федерации приняло соответствующее постановление, но реальное распоряжение, необходимое для официальной регистрации фонда, было вынесено лишь 11 октября года нынешнего — т. е. только после смены правительства, что породило массу слухов о неком противостоянии на уровне министерств. Дело в том, что создаваемый Росинфокоминвест — это детище Министерства информационных технологий и связи РФ. В то же время у Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) есть собственная реально действующая Российская венчурная компания (РВК), финансирующая перспективные инновационные проекты из разных областей. РВК не является специализированным фондом, подобно Росинфокоминвесту, однако как минимум формально в области ИКТ их интересы некоторым образом пересекаются. Как два фонда будут взаимодействовать в дальнейшем (и будут ли в принципе), сказать сложно. Комментарии МЭРТ и Мининформсвязи на этот счет получить не удалось. Однако, по словам Николая Никольского, председателя правления Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ — организации, позиционирующей себя в роли общественного контролера за распределением средств венчурных фондов), о какой-либо конкуренции между Росинфокоминвестом и РВК речи не идет. По его мнению, эти фонды отличаются по структуре и основным сферам деятельности, поэтому будут финансировать разные проекты.

Так или иначе, Росинфокоминвест создан, и в обозримом будущем начинающие перспективные ИТ-компании смогут получать на развитие своих проектов до 100 млн. руб. Изначально в фонд поступят бюджетные средства в размере 1,45 млрд. руб., но непосредственное финансирование проектов начнется только после того, как через продажу акций будет привлечено еще столько же средств частных. В пресс-службе Миниинформсвязи уточнили, что постановлением Правительства РФ на это отведен год с момента госрегистрации фонда, т. е. до осени 2008-го. В НАИРИТ придерживаются более оптимистичной точки зрения, считая, что реальное финансирование ИТ-компаний начнется уже будущей весной.

В дальнейшем доля государственного участия в Росинфокоминвесте будет постепенно снижаться, и к 2010 г. капитал фонда станет целиком частным.

Итак, венчурное инвестирование ИТ-проектов (в названии нового фонда нет слова “венчурный”, но помогать он будет именно начинающим компаниям) получает вполне существенную государственную поддержку. Каковы же его реальные перспективы? Некоторые выводы можно сделать на основании итогов прошедшего в октябре Российского венчурного форума в Санкт-Петербурге, где в числе прочих были представлены и начинающие ИТ-компании.

Венчурная ярмарка

Центральным событием форума стала VIII Российская венчурная ярмарка, на которой потенциально перспективные компании имели возможность наглядно продемонстрировать свои разработки и привлечь к себе внимание в ходе личного общения их специалистов с посетителями.

Как свидетельствует статистика, только треть подаваемых на участие в этом мероприятии заявок получает одобрение специальной комиссии, оценивающей на основе многолетнего опыта способность того или иного проекта заинтересовать инвесторов. Не стал исключением и нынешний год. В преддверии ярмарки было подано 134 заявки, но только 59 компаний получили право оформить на ней корпоративные демонстрационные стенды. (Этой возможностью воспользовались 55 участников, 4 ограничились размещением информации в общем каталоге).

Точка зрения. В обозримом будущем, по оценкам НАИРИТ, Росинфокоминвест сможет получить под свою опеку более 1000 перспективных ИТ-проектов, у каждого из которых будет реальный шанс привлечь средства и, развившись, принести пользу экономике страны.

ИТ-компании в соответствии с классификацией, принятой на форуме, заняли 26% экспозиции, 16% досталось разделу “Электроника” и еще 2% — “Телекоммуникациям”. Для сравнения: в прошлом году разделы “Электроника” и “Телекоммуникации” занимали по 9%, а “Компьютеры и программные продукты” (очевидно, аналог нынешнего “ИТ”) — только 7%.

Как на общем фоне смотрелись ИТ-компании, отчасти можно судить по результатам проведенного конкурса. Судейская комиссия, состоящая из представителей крупнейших инвестиционных фондов, в этом году учредила семь номинаций, не имевших прямого отношения к той или иной отрасли. Две из премий, предназначенных для победителей в этих номинациях, ушли в копилку ИТ.

Так, в номинации “Перспективный бизнес” победителем была признана компания “Синергетические системы” (Москва), занимающаяся разработкой решений с элементами искусственного интеллекта для работы с визитными карточками, системами анализа СМИ, электронных документов и пр.

В номинации “Успешный маркетинг” победила американо-российская компания Sparsix Corporation, предлагающая техническое решение, которое позволяет повысить скорость обработки больших массивов разреженных данных в 15—25 раз.

Стоит также отметить компанию, получившую специальную премию Microsoft, платинового спонсора форума. В номинации “Яркие перспективы в разработке программного обеспечения” победу одержал Центр речевых технологий (Санкт-Петербург), специализирующийся на разработке ПО для распознавания речи.

Победа в конкурсе сама по себе отнюдь не является гарантией получения инвестиций. Как отмечали члены судейской комиссии, им известно множество случаев, когда серьезные экономические соглашения заключались с проигравшими компаниями, а номинанты оставались ни с чем. Тем не менее сертификат, выдаваемый победителям, по мнению устроителей ярмарки, для инвестиционных фондов является весьма серьезной рекомендацией.

Объективно оценить полный эффект от проведения подобных форумов, где различным образом взаимодействуют сотни участников рынка, разумеется, невозможно. Однако существуют и вполне конкретные показатели, поддающиеся сравнительному анализу. Как отметил министр образования и науки Андрей Фурсенко, по итогам первых семи ярмарок 55 отечественных компаний различного профиля привлекли инвестиций на сумму свыше 90 млн. долл. Много это или мало, судить вам. Например, общий объем средств, запрошенных участниками ярмарки в этом году, составил 170 млн. долл. А общая капитализация фондов, действующих на российском рынке инвестиций (как венчурных, так и прямых), по данным обзора за 2006 г., подготовленного Российской ассоциации венчурного инвестирования, превышает 6 млрд. долл.

Так или иначе, благодаря ярмарке в разные годы внешние вливания получили 13% компаний-участниц, что по уверению организаторов значительно выше аналогичных показателей подобных мероприятий за рубежом.

К сожалению, сухая совокупная статистика дает повод задуматься о своеобразном кризисе идей, интересных для инвесторов. Дело в том, что в нынешнем году на ярмарку было прислано существенно меньше заявок, чем в прошлом (134 против 220) и закономерно меньше проектов прошло отбор и было признано перспективными (59 против 105). И это при том, что возможности финансистов за это время явно увеличились. Как отметил г-н Фурсенко, проблема финансирования как таковая сейчас не стоит в принципе. Денег в стране много — как государственных, так и частных. Поэтому скромность задач, которые ставят перед собой компании, претендующие на венчурную поддержку, вызывает беспокойство.

Казалось бы, на этом фоне ИТ-компании смотрятся гораздо увереннее, чем их коллеги из других отраслей. Количество ИТ-проектов, одобренных комиссией ярмарки, меньше не стало. О потенциале отрасли говорят на всех уровнях (от отечественных госструктур до международных корпораций). Рынок растет опережающими темпами. И тем не менее текущие перспективы малых отечественных ИТ-компаний с точки зрения венчурного инвестирования далеко не для всех участников рынка очевидна, и количество реальных проектов, куда можно было бы вложить деньги, экспертами оценивается по-разному.

О перспективах

С точки зрения НАИРИТ, ИТ-проектов для венчурного инвестирования в России много. По словам г-на Никольского, недавно была создана Национальная библиотека инновационных проектов, в которой на информационно-телекоммуникационные системы сейчас приходится 14% от их общего числа. За первый месяц библиотека пополнилась 300 проектами, а в перспективе организаторы планируют перешагнуть отметку в 10 тыс. То есть нетрудно подсчитать, что в обозримом будущем, по оценкам НАИРИТ, Росинфокоминвест сможет получить под свою опеку более 1000 перспективных ИТ-проектов, у каждого из которых будет реальный шанс привлечь средства и, развившись, принести пользу экономике страны.

В эту статистику хотелось бы верить, однако невозможно закрывать глаза и на противоположное мнение. Как сообщила нам директор по связям с общественностью компании Verysell Марина Румянцева, в ее организации в настоящий момент не видят большого количества потенциально интересных венчурных проектов в ИТ и, главное, не видят специалистов, которые могли бы стать для этих проектов успешными менеджерами. (Подобных специалистов можно пересчитать по пальцам, и их услуги крайне дорого стоят.)

Точка зрения.В Verysell в настоящий момент не видят большого количества потенциально интересных венчурных проектов в ИТ и, главное, не видят специалистов, которые могли бы стать для этих проектов успешными менеджерами. Подобных специалистов можно пересчитать по пальцам, и их услуги крайне дорого стоят.

Это единичное мнение, наверное, можно было бы сбросить со счетов, если бы компания, от которой оно исходит, не имела прямого отношения к Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), а президент Verysell Михаил Краснов не являлся председателем комитета АПКИТ по международным делам и инвестициям (!).

Дело в том, что НАИРИТ, призванная осуществлять контроль за распределением средств в Росинфокоминвесте, — организация достаточно юная, ей всего чуть больше года. В то время как АПКИТ имеет многолетнюю историю и стояла у самых истоков этого инвестиционного ИТ-фонда (тогда он имел название РИФИКТ). Как ранее сообщил нам исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев, создание фонда было предусмотрено еще в “Концепции развития ИТ отрасли до 2010 г.”, разработанной совместно Ассоциацией и Мининформсвязи. Однако окончательное формирование Росинфокоминвеста произошло без участия АПКИТ, и г-н Комлев не располагает какой-либо информацией о дальнейшей его работе.

Разумеется, все эти факты ни в коей мере не являются достаточным основанием для каких бы то ни было далеко идущих выводов. Однако повод серьезно обратить внимание на разницу взглядов двух ассоциаций на перспективность венчурных инвестиций в ИТ есть точно.