Госинвестиции в РЭК в 2008 году вырастут в полтора раза: хватит ли этого для модернизации устаревших производственных фондов?

Федеральное агентство по промышленности провело расширенное совещание руководителей предприятий радиоэлектронного комплекса (РЭК) страны, посвященное итогам работы отрасли в 2007-м и планам на 2008 г. В рамках РЭК сегодня функционирует несколько сотен предприятий радиопрома, промышленности средств связи и электроники, которые работают под эгидой оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России. В этом сегменте экономики заметно упрочились положительные тенденции, но финансово-экономическая деятельность значительного числа фирм оставляет желать лучшего, и до выхода на дореформенный уровень многим бывшим “почтовым ящикам” все еще далеко.

Как сообщил начальник управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Александр Суворов, объём промышленного производства в целом по РЭК за 2007 г. в сопоставимых ценах на 35,8% превысил уровень 2006-го (рис. 1), при этом существенно превышены соответствующие показатели по промышленности в целом (5,2%).

Объём научно-технической продукции, по данным г-на Суворова, вырос на 26,2% (рис. 2), а научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) — на 23,9%. Выработка на одного сотрудника в промышленности составила 463 тыс. руб., в науке — 605 тыс. руб. Цифры эти пока невелики и для самой передовой отрасли экономики могли бы быть и на порядок выше, но положительная тенденция все же видна.

Характерно, что предприятия РЭК, которые еще несколько лет назад почти на 100% были зависимы от госзаказов, сегодня научились искать внешних партнеров, и около 22% в объеме финансирования их НИОКР уже составляют договора со странами СНГ и дальнего зарубежья. А всего предприятия РЭК в 2007 г. привлекли на выполнение НИОКР около 2,5 млрд. руб. внебюджетных средств.

Объём производства продукции специального назначения в рамках РЭК вырос на 46%. Завершено 229 НИОКР в рамках государственного оборонного заказа, реализуемых на предприятиях отрасли. В 2007-м вооруженные силы РФ получили 19 телекоммуникационных и радиотехнических систем и комплексов, поставлено в войска почти 150 радиолокационных станций, более 70 комплексов АСУ различного назначения, около 4,7 тыс. радиостанций, комплексов засекречивания для аппаратуры связи и других изделий спецтехники.

Объём производства гражданской продукции увеличился на 20,7% по сравнению с 2006 г. Прибыль составила 13,1 млрд. руб., в том числе в промышленности — 7,7 млрд., в науке — 5,4 млрд. Выросло производство гражданских средств связи (в 1,6 раза) и товаров народного потребления (на 20,7%). Выпуск изделий электронной техники увеличился на 24,9%.

Долгое время ахиллесовой пятой предприятий ОПК была низкая заработная плата. Из-за этого они потеряли многих своих высококвалифицированных сотрудников. Сегодня социально-экономическое положение работников радиоэлектронного комплекса начало выправляться. Среднемесячная заработная плата выросла за год на 29,2% и составила в промышленности 10,8 тыс. руб., а в науке – 17,1 тыс. руб.

В общем это пока немного, но и здесь прослеживается положительная тенденция: если в 2002-м средняя заработная плата в промышленном секторе РЭК составляла менее 75% от средней по стране, то в 2007 г. — 81%, а средняя заработная плата в науке уже превосходит среднюю официальную заработную плату по стране на 28%. В отрасли даже появились предприятия, где средняя заработная плата превышает 1000 долл. Их пока единицы, но раньше об этом их сотрудники и мечтать не могли.

Внешнеторговый оборот радиоэлектронного комплекса в 2007 г. составил 556,1 млн. долл. при положительном сальдо внешнеторгового баланса. Доля импорта во внешнеторговом обороте – 19,7%. Общий объем экспорта РЭК в 2007 г. составил 446,4 млн. долл. (рис. 3). Это не очень впечатляющие цифры: ведь поставки осуществлялись 156 предприятиями, и в расчете на одного экспортера приходится всего около 3 млн. долл.

Между тем продукция предприятий РЭК экспортируется в 67 государств мира. Основными партнерами являются страны дальнего зарубежья, на их долю приходится 85,1% экспортных поставок. В течение 2007 г. подписан ряд крупных экспортных контрактов на поставку зенитно-ракетных систем (ЗРС), радиолокационных станций, авиационных систем и средств связи и радионавигации. Портфель заказов на ближайшие годы по данным направлениям техники оценивается не менее чем в 2 млрд. долл., и, кажется, есть надежда на рост ежегодного внешнеторгового оборота.

Научно-техническая и производственная политика РЭК

В целом же за последние шесть лет объем промышленного производства в РЭК вырос в 2,2 раза, продукции специального назначения – в 2,8 раза, гражданской — в 1,6 раза. При этом объем проводимых исследований и разработок увеличился в 1,8 раза, а работ специального назначения — в 1,9 раза. Конечно, это не может не радовать. Плохо то, что не называются цифры падения масштабов производства РЭК за предыдущие годы хозяйственных реформ. Весьма приблизительно его можно оценить как десятикратное. Поэтому двукратный рост пока свидетельствует лишь о весьма медленном выходе предприятий РЭК из кризиса, об их росте без развития.

Между тем появляется немало признаков того, что растет значимость электроники для перехода российской экономики на принципы высокотехнологичного развития, всеобщей электронизации социальной сферы, образования и медицины, транспорта и топливно-энергетического комплекса. Это так или иначе отражается на политике Роспрома, способствует укреплению базиса для создания нового гражданского оборудования, систем двойного назначения и передовых видов вооружения.

Предприятия РЭК выполняют задания федеральных целевых программ (ФЦП) “Глобальная навигационная система”, “Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007—2010 годы и на период до 2015 года”, подпрограммы “Развитие электронной компонентной базы”, входящей в ФЦП “Национальная технологическая база” на 2007—2011 годы, “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года”. Какие-то из них реализуются более или менее успешно, но некоторые, например ГЛОНАСС, — не особенно, что вызывает постоянные нарекания со стороны руководства ОПК.

Сейчас ведется разработка единой отраслевой и межотраслевой системы проектирования аппаратурно-ориентированной электронной компонентной базы. Приказом Минпромэнерго в этом году утверждены ФЦП “Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года” и план мероприятий по ее реализации, а постановлением правительства Российской Федерации утверждена ФЦП “Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники” на 2008—2015 годы.

Завоевание сфер влияния в новых развивающихся объемных секторах отечественного рынка радиоэлектронной техники — одно из направлений промышленной политики РЭК на внутреннем рынке. Особый акцент делается на те сектора рынка, где превалируют интересы государства.

Одним из успешных направлений деятельности предприятий отрасли является сектор управления воздушным движением (УВД). Благодаря активности предприятий РЭК в области продвижения своей продукции на рынок УВД доля закупок зарубежной техники Государственной службой гражданской авиации снизилась с бывших когда-то 40% до нескольких процентов в настоящее время.

Другим перспективным направлением бизнеса предприятий РЭК является цифровое телевещание (см. PC Week/RE, № 48/2007). Правительством Российской Федерации принято решение о внедрении в стране европейской системы цифрового телевизионного вещания. Объем рынка аппаратуры цифрового телевидения в стране может к 2015 г. составить не менее 25 млрд. долл., причем около 60% необходимого объема продукции будет выпускаться отечественными производителями. Вопрос только в том, удастся ли предприятиям РЭК воспользоваться этим шансом.

Трудности развития РЭК

Из доклада г-на Суворова складывается довольно благостная картина состояния отрасли — тут увеличилось, там возросло! А ведь проблем в ней все еще выше крыши! Взять хотя бы возрастной состав сотрудников: большинство из них старше 50 лет. Молодежь пока не особенно рвется на предприятия ОПК, и не удивительно, что РЭК так и не удалось в полном объеме достичь контрольных показателей по росту численности работающих.

Явно недостаточна активность предприятий ОПК в освоении современной конкурентоспособной гражданской инновационной продукции для завоевания соответствующих ниш внутреннего рынка, в особенности в реализации национальных проектов. Зададимся вопросом: велика ли доля закупок российского оборудования при выполнении госпрограмм? Давайте возьмем одно из направлений техники — терминалы спутниковой связи с малой апертурой антенны (VSAT) — и посмотрим, какое место занимают в нем отечественные производители.

Обзор парка VSAT в стране на московской конференции CSTB-2008 показал, что в России по внедрению VSAT лидирует американская компания Hughes Network System (39—40% инсталлированных терминалов в стране), далее следуют израильский производитель Gilat (35—36%) и американский продуцент ViaSat (13—14%). VSAT-постов, произведенных отечественными компаниями, установлено примерно 300, и занимают они всего 1% парка (см. PC Week/RE, № 10/2008).

Стоит отметить, что в рамках национального проекта “Образование” в российских школах установлено свыше 7000 VSAT-терминалов. И куда же ушли государственные заказы на оборудование спутниковой связи — отечественным предприятиям или американским и израильским фирмам? Очевидно, что Роспром очередной раз не сумел отстоять для своих производителей возможности участия в выполнении госзаказа.

Опережающий рост цен на энергоносители, сырье, материалы, полуфабрикаты и покупные изделия при сдерживании цен на собственную продукцию в целях сохранения позиций на внутреннем и внешнем рынках подрывает финансово-экономические показатели предприятий. И даже несмотря на это снизился объем экспорта предприятий РЭК. В чем причина? Возможно, в традиционном для предприятий отечественного ОПК невнимании к работам по эксплуатации, ремонту и модернизации военной техники, экспортируемой в рамках военно-технического сотрудничества, к необходимости поддержки заказчиков в течение всего жизненного цикла изделий.

Как и раньше, остается неритмичным государственное финансирование работ, сохраняется высокий уровень задолженности покупателей, в первую очередь силовых структур, по оплате поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. А ведь прибыльными пока являются только 82% промышленных предприятий и 89% научных организаций РЭК. Ухудшилось состояние расчетов в организациях радиоэлектронного комплекса: объем дебиторской задолженности составил 53,3 млрд. руб. и вырос по сравнению с прошлым годом на 22%. Кредиторская задолженность выросла на 19,7%, достигнув 72,9 млрд. руб.

Руководство отрасли не уделяет должного внимания лоббированию интересов РЭК в высших эшелонах власти, совершенствованию законодательной базы, регулирующей процессы реформирования ОПК при создании и эксплуатации интегрированных структур, формированию должной государственной поддержки предприятий отечественного ОПК. По мнению выступавших, медленно осуществляется реструктуризация РЭК, интеграция структур. Давно назрела необходимость в преобразовании РЭК Роспрома в госкорпорацию.

Инвестиционная политика и планы на 2008 год

Много лет руководители РЭК говорят о коренной модернизации производственной базы предприятий и сокращении технологического отставания от мирового уровня. На это и должна быть направлена инвестиционная политика отрасли, но реальных дел на данном направлении пока не особенно много.

Необходимость серьезной перестройки производственной базы вызвана тем, что за последнее десятилетие темпы обновления основных производственных фондов (ОПФ) не превышали 2% в год (в развитых странах этот показатель достигает 25—30%). В результате износ пассивной части ОПФ (здания, сооружения) по самым скромным оценкам составляет примерно 50%, активной (машины и оборудование) — более 85%.

Стратегия инвестиционной деятельности реализуется через федеральные целевые программы, но средств этих явно не хватает, их надо увеличивать многократно. Отметим, что выделяемые государственные капитальные вложения позволяют финансировать лишь часть работ, предусмотренных инвестиционными проектами. Другим важнейшим источником финансирования инвестиционных проектов являются собственные и привлеченные средства, к которым относятся прибыль, амортизационные отчисления, средства от реализации имущества, заемные средства, средства инвесторов и пр.

С 2007 г. действующими ФЦП предусматривается финансирование вновь начинаемых инвестиционных проектов при соотношении бюджетных и собственных средств 1:1. Интересно, у всех ли предприятий есть необходимые для этого оборотные средства?

Объём инвестиций в основной капитал предприятий из средств федерального бюджета в 2007 г. составил 2088,2 млн. руб. В 2008-м бюджетные инвестиции в техперевооружение и реконструкцию предприятий РЭК в 1,5 раза превысят объем инвестиций 2007 г. и будут близки к 3 млрд. руб. Предстоит провести работы на девяноста объектах строительства, в том числе на 37 новых объектах.

Наибольший объем инвестиций предусмотрен по ФЦП “Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники” на 2008—2011 гг. (рис. 4).

Исходными данными для инвестиционных программных мероприятий по ФЦП “Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007—2010 годы и на период до 2015 года” являлись установленные задания по производству приоритетных систем вооружения и военной техники, реализуемые более чем на 70 объектах.

В рамках ФЦП “Глобальная навигационная система” предусмотрено выполнение работ по реконструкции и техперевооружению производства навигационного оборудования и аппаратуры глобальных навигационных спутниковых систем в Российском институте радионавигации и времени (РИРВ) и на заводе “Навигатор”.

ФЦП “Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008—2010 годы” в 2008 г. предусматривает продолжение в НИИ физических проблем им. Ф. В. Лукина работ по созданию российского центра высоких технологий на базе инженерно-производственного комплекса с синхротроном “Зеленоград”.

Из материалов коллегии можно оценить некоторые важные для РЭК задачи на текущий год и контрольные цифры развития комплекса. Главная цель работы управления РЭК — обеспечить выполнение заданий государственного оборонного заказа, утвержденных мобилизационных заданий, программ и планов военно-технического сотрудничества и заданий федеральных целевых программ. Одновременно предполагается активизировать создание региональных целевых программ развития РЭК с участием администраций федеральных округов.

Руководство комплекса планирует развернуть разработку и согласование научно-технических программ Союзного государства (России и Республики Беларусь) по радиоэлектронной тематике и межгосударственной программы СНГ “Радионавигация”, а также обеспечить реализацию инвестиционных проектов предприятий отрасли в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Запланирована разработка концепции развития радиоэлектронного приборостроения. Намечено развертывание работ по оснащению инфраструктуры Олимпиады-2014 отечественным радиоэлектронным оборудованием.

Отраслевые показатели 2008 г. должны возрасти по отношению к 2007-му: общий объем товарной продукции составит 116,3%, в том числе объем промышленной продукции увеличится до 117,1% (специальной продукции – до 119,7%, гражданской – до 112,4%), а объем научно-технической продукции возрастет до 115,0%. Обеспечат ли такие темпы роста решение насущных задач обороноспособности страны и хватит ли средств на столь необходимую реконструкцию предприятий РЭК — вот в чем вопрос.

Версия для печати (без изображений)