Направление систем электронного документооборота (СЭД), или, по международной терминологии, средств управления корпоративным контентом (Enterprise Content Management, ECM), — это, безусловно, один из самых интересных и динамичных сегментов российского софтверного рынка. Но вот какой парадокс: несмотря на то что этот сегмент, в котором реализуются очень крупные ИТ-проекты (с тысячами и даже десятками тысяч рабочих мест), по своим финансовым объемам находится сегодня, как свидетельствуют даже самые приблизительные оценки, примерно на одном уровне с сегментом ERP-решений, ведущие аналитические агентства явно не спешат заниматься его изучением. Впрочем, этому есть довольно простое объяснение: дать количественные оценки российского ECM-рынка не так-то легко, поскольку он отличается сложной внутренней структурой, размытыми границами и, самое главное, большим числом игроков с порой весьма запутанными деловыми взаимосвязями.

Но в то же время как раз эта сложная для анализа ситуация и подогревает интерес к ECM-направлению. Для начала нужно сказать, что этот сегмент, безусловно, является самым российским (по составу вендоров) на всем рынке корпоративного ПО. При этом он характеризуется не просто наличием значительного числа поставщиков, но довольно любопытным характером отношений между российскими и зарубежными разработчиками. Во-вторых, он изначально не был чисто “айтишным”: здесь очень сложным образом переплелись собственно информационные технологии, методические вопросы управления документами и проблемы соблюдения нормативно-правовых требований. Вся эта специфика данного рынка хорошо видна по довольно часто проводимым мероприятиям, которые отличаются от подобных событий в других сегментах разнообразием тематик и большой долей независимых (многовендорных) форумов.

По общему признанию, с точки зрения ИТ центральным событием на российском ECM-рынке уже много лет является, конечно, ежегодная выставка-конференция DOCFLOW, которая, как всегда, прошла в мае (правда, на пару недель раньше обычного) уже в четырнадцатый раз. В обзорах прошлых мероприятий мы неоднократно отмечали, что эта выставка-конференция сама по себе (даже по чисто организационным аспектам) хорошо отражает важные изменения на рынке. И в этом плане нынешняя DOCFLOW ‘2008 также показала в целом взросление этой отрасли и заметное повышение своего статуса на мировом уровне.

Это видно уже потому, что мероприятие превратилось из однодневного в двухдневное, что позволило расширить секционную его часть и более равномерно распределить нагрузку на экспонентов со стороны посетителей. На открытии DOCFLOW руководитель ее оргкомитета, генеральный директор “ABBYY России” Григорий Липич сообщил, что в выставке решили принять участие 68 компаний, которые представили 45 выставочных стендов, а также 106 докладов в семи тематических секциях. По данным организаторов, число посетителей было немногим более двух тысяч. Это несколько меньше, чем в предыдущие годы, но зато в нынешнем году впервые была реализована возможность познакомиться с ключевыми докладами и обсуждениями в режиме Web-трансляций. Кроме того, нужно обратить внимание на то, что сами слушатели стали более подготовленными, нацеленными на обсуждение конкретных вопросов использования средств автоматизации документооборота.

Безусловно, знаковым событием стало активное участие в выставке представителей независимых международных сообществ в области ECM — президента международной ассоциации AIIM Джона Манчини и президента аналитического агентства Harvey Spencer Associates Харви Спенсера, которые выступили с пленарными докладами и ответили на многочисленные вопросы в ходе развернувшихся дискуссий. Если учесть, что за две недели до этого на конференцию Гильдии управляющих документацией впервые прибыл еще и представитель ассоциации ARMA, то можно вполне обоснованно говорить о начале этапа интеграции отечественного рынка документооборота в мировое пространство.

Еще один знаменательный момент: в DOCFLOW впервые приняли участие такие ведущие мировые ECM-игроки, как Adobe, Microsoft и Oracle*. Правда, справедливости ради нужно отметить, что их появление отразило в целом хорошо известный факт: выход на местный ECM-рынок новых поставщиков, пусть даже имеющих мировое признание, — дело очень непростое. На выставке было видно, что к этому шагу лучше других подготовилась Microsoft, которая демонстрировала свой ключевой ECM-продукт Microsoft Office SharePoint Server 2007 в традиционном для себя стиле -- с помощью партнеров (ЛАНИТ, ЭОС, DocsVision, TerraLink и Tops BI), представивших готовые прикладные решения на базе этой платформы.

В то же время на DOCFLOW было видно, что она продолжает оставаться “ярмаркой вендоров”. К сожалению, в основной массе докладов внимание уделялось прежде всего представлению продуктов, а не опыту их внедрения и использования, голос заказчиков там вообще был почти не слышен. Явно не хватало обзорных выступлений независимых экспертов. В этом плане отметим, что хотя информация зарубежных гостей, конечно, является очень интересной, но она не может заменить сведения о российском ECМ-рынке, имеющем свои весьма существенные особенности. Спрос на подобную аналитику и на обсуждение злободневных вопросов развития местной отрасли имеется, и это было хорошо видно по активному участию посетителей в двух заседаниях круглых столов по проблемам легитимности документооборота и потокового ввода данных, о чем мы расскажем подробнее в следующих номерах PC Week/RE.

* Но нужно сказать и о некоторых потерях в составе участников. Самая заметная — уход с выставки одного из старейших ее экспонентов, фирмы “1С”.