Бытует мнение, что в период кризиса первым делом падает спрос на дорогие высококачественные товары и лишь затем очередь доходит до недорогих предметов первой необходимости. Но это в теории, c которой практика часто расходится. Вот что рассказала нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину старший менеджер “Галереи Samsung” Алёна Киселёва. Напомним, что эта грандиозная “Галерея” — она занимает три этажа общей площадью свыше 1700 кв. м — находится практически в самом центре Москвы, в нескольких сотнях метров от Красной площади, напротив исторического здания Центрального телеграфа. Раньше она была выставочным центром компании.

PC Week: Когда и почему “Галерея Samsung” из выставочного центра превратилась в фирменный cалон?

Алёна Киселёва: В июле 2003 г. “Галерея Samsung” открылась как выставочный центр, в котором можно было ознакомиться с новыми технологиями и продуктами нашей компании. Причём не только с продуктами, предназначенными для продажи в России, но и с адресованными жителям Кореи, США или Европы. Например, с пылесосами-роботами, которые тогда были в диковинку и рынок которых в те времена только зарождался. Или с системой “умный дом”, оборудованной пультами дистанционного управления различными бытовыми устройствами (вплоть до штор). Благодаря нашему центру многие стали воспринимать Samsung Electronics не как поставщика потребительских товаров по доступным ценам, а как высокотехнологичную компанию, способную выпускать продукцию, находящуюся на острие научно-технического прогресса.

Однако многие посетители “Галереи” жаловались на то, что понравившиеся им товары нельзя сразу же и приобрести. А бегать по магазинам или рыскать по сайтам — даже не в поисках лучшей цены, а просто в поисках нужного товара — им некогда. Учесть пожелания этих людей стало возможным лишь после того, как в 2007 г. было образовано ООО “Самсунг Электроникс Рус Компани”, имеющее право на ведение хозяйственной деятельности на территории РФ и постепенно взявшее на себя все заботы по растаможке продукции Samsung Electronics и организации её централизованного хранения. Продажи товаров Samsung в розницу мы начали осуществлять сравнительно недавно — 27 февраля 2008 г. Вся работа по поддержке магазина осуществляется исключительно собственными силами — без привлечения каких-либо ресурсов наших партнёров. Сначала — без опыта реальных продаж — нам было сложно организовать различные торговые бизнес-процессы, но теперь все трудности позади, накоплен достаточный опыт.

PC Week: Как вы решаете проблемы привлечения, развития и удержания персонала?

А. К.: Мы постоянно проводим различные тренинги и обучающие семинары. Кроме того, у нас хороший социальный пакет (медицинская страховка, бесплатное питание и т. д.) и удобный график работы. Немаловажно и то, что над продавцами не довлеют трудно выполнимые планы продаж — их главная задача состоит в том, чтобы грамотно объяснить покупателю преимущества того или иного товара. Задача “Галереи” не в том, чтобы обеспечить определенный вал продаж, а полноценно проконсультировать потенциального покупателя по технологиям и функциональным особенностям техники Samsung.

PC Week: Как отнеслись к преобразованию “Галереи” из выставочного центра в фирменный салон розничные сети, предлагающие различные товары вашей компании?

А. К.: Во всём мире монобрендовые и мультибрендовые магазины не являются конкурентами. К тому же у нас представлен не весь ассортимент продукции Samsung, а лишь новые товары средней и высшей ценовой категории (в основном так называемые топовые модели). Особое место в нашем салоне занимает продукция Samsung Black Line. В этот сегмент вошли новые, самые топовые модели аудио-видео, бытовой техники, ИТ-продукции и мобильных телефонов. Из плюсов для покупателя стоит отметить возможность бесплатной доставки и установки приобретенного товара.

PC Week: Что можно сказать о посещаемости “Галереи Samsung”?

А. К.: В первые годы работы наш Выставочный центр был очень популярным. Иногда его посещало до 1000 москвичей и гостей столицы в день. В настоящее время посещаемость “Галереи Samsung” составляет от 150 до 200 человек в день.

PC Week: Чем вызвано уменьшение столь важной для магазина характеристики?

А. К.: Поначалу кроме возможности ознакомления с нашей экспозицией, разделённой на тематические зоны, мы предлагали много дополнительных услуг, включая бесплатное Интернет-кафе на первом этаже. Это кафе было очень популярным и весьма значительное число людей посещало его ежедневно. Но не с целью побывать в нем до или после знакомства с нашей экспозицией, а исключительно с целью бесплатно провести полчаса в Сети (таков был установленный нами лимит на время подключения к Всемирной паутине). В те времена цены на доступ к Интернету были на порядок выше нынешних. Одним словом, посетители интернет-кафе хотя и обеспечивали “Галерее” высокую посещаемость, но нашей целевой аудиторией не являлись, и в 2006 г. мы решили, пожертвовав этой “посещаемостью”, бесплатный доступ к Сети закрыть.

PC Week: Ваш фирменный салон является самоокупаемым?

А. К.: “Галерея Samsung” — это всё же не столько коммерческий, сколько имиджевый проект. К тому же в ней помимо трёх общедоступных этажей есть ещё закрытый для покупателей четвёртый этаж, в помещениях которого мы проводим презентации продукции, бизнес-семинары, деловые встречи, мастер-классы для персонала фирм-партнёров (среди которых практически все крупные федеральные и региональные розничные сети страны), пресс-конференции и т. д. Ещё одно назначение “Галереи Samsung” — изучение спроса на новинки, ещё не поступившие в широкую продажу.

PC Week: Какие товары Samsung Electronics пользуются у посетителей “Галереи” наибольшим спросом?

А. К.: Всю продукцию Samsung Electronics мы делим на четыре основные категории: аудио-видео, бытовая техника, компьютерные системы, телекоммуникационное оборудование. В нашем магазине представлено свыше 100 наименований различных товаров данных категорий. В настоящее время у нас наибольшим спросом пользуются сотовые телефоны и ЖК-телевизоры. Причём особый спрос наблюдается на самые дорогие модели. Например, среди наших посетителей очень популярен объявленный в середине августа смартфон WiTu, хотя стоит он немало — свыше 27 тыс. руб. Из бытовой техники наибольшим спросом пользуются холодильники. В декабре в нашем магазине появятся разноцветные карманные внешние жесткие диски для подключения к ноутбукам и видеокамерам.

PC Week: Что можно сказать о динамике спроса? Ощущается ли в “Галерее Samsung” негативное влияние мирового финансового кризиса, всё больше затрагивающего нашу страну?

А. К.: Пока не ощущается. Более того, каждый месяц этого года (начиная с февраля — начала нашей хозяйственной деятельности) мы наблюдаем весьма ощутимый рост продаж. Исключением был только незначительный спад в августе, но мы объясняем его пиком сезона отпусков. Но уже во второй половине сентября наш оборот на 50% превосходил оборот первой половины этого месяца. Уверена, что и октябрь будет лучше сентября. Есть специалисты, которые утверждают, что в кризис люди стараются не копить деньги, а тратить их на приобретение различных вещей с определённой потребительской стоимостью. Ведь никогда не известно заранее, что будет с этими деньгами дальше — вырастут они в цене или обесценятся.

PC Week: Некоторые аналитики утверждают, что не так давно в нашей стране почти половина сложной бытовой техники (под эту категорию подпадает практически вся компьютерная техника) продавалась в кредит. Теперь, когда банки повсеместно сворачивают свои кредитные программы, можно ли ожидать некоторого уменьшения спроса?

А. К.: Трудно сказать. Мы принципиально ничего не продаём в кредит. Это решение было принято руководством “Самсунг Электроникс Рус Компани” ещё в самом начале нашей деятельности на розничном рынке. Но мы, конечно, не следим за тем, какие именно деньги — “нажитые непосильным трудом” или взятые в кредит — тратят наши покупатели. Интересно отметить, что каких-либо недовольств со стороны покупателей на отсутствие в нашем магазине кредитных программ мы никогда не слышали. В то же время мы обеспечиваем не только бесплатную доставку крупногабаритных товаров на дом, но и их установку. Поверьте мне, грамотное крепление на стену ЖК-телевизора с большой диагональю — не самая простая задача.

PC Week: Что ждёт “Галерею Samsung” в обозримом будущем?

А. К.: Сейчас мы работаем над созданием интернет-канала продаж нашего фирменного салона. Кроме того, мы готовим ряд предновогодних акций (включая рождественские подарки для покупателей). В ноябре собираемся открыть “уменьшенную копию” нашего салона в Риге — ведь в зону интересов “Самсунг Электроникс Рус Компани” входят не только страны СНГ, но и государства Балтии. В дальнейшем возможно открытие такого рода салона в Киеве, С.-Петербурге и других городах. Но выполнение всех этих планов будет зависеть от того, как станет развиваться мировой финансовый кризис, пик которого ещё не миновал. И в какой степени он затронет те регионы, в которых мы работаем.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)