В результате проверки, которую Федеральная антимонопольная служба в течение двух месяцев проводила в представительствах шести самых крупных производителей мобильных ПК в России, выяснилось, что у таких компаний, как Acer, HP, Samsung, Dell и Toshiba, полностью отсутствуют процедуры возврата денежных средств в случае отказа покупателей от предустановленной на компьютеры OEM-версии ОС Windows.

Фактически, уверен начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев, на рынке сложилась крайне неблагоприятная ситуация для разработки альтернативных операционных систем. По его мнению, подобные результаты можно квалифицировать как согласованные действия производителей, в результате которых потребителям навязываются невыгодные условия сделки при покупке мобильных ПК.

В ближайшее время в ФАС будет принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 11 (“Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов”) Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Если в результате будет установлено, что нарушение действительно имеет место, производителям будут направлены требования по устранению подобной ситуации, не исключены и штрафные санкции, а также требования вернуть деньги за OEM-версии ОС всем тем пользователям, которые ранее обращались к вендорам с таким запросом. Правда, на ведение дела ФАС потребуется еще два-три месяца.

Потенциал возврата

Без сомнения, предустановка OEM-версии операционной системы — это явное и однозначное требование рынка. Благодаря этому мобильный ПК может быть использован для работы практически сразу после покупки. Если вспомнить относительно недавнее прошлое, то та же компания Microsoft изначально начинала свой бизнес с OEM-версий: еще в начале 80-х годов прошлого столетия компания таким же образом увеличила рынок сбыта за счет инсталляции MS-DOS на новых компьютерах IBM для частных и корпоративных пользователей. Однако удобство не стоит путать с навязыванием и, особенно, пиратским рынком, как пытаются представить дело некоторые вендоры. Если покупатель способен самостоятельно установить ОС из числа платных или свободно распространяемых версий или же у него имеется ранее приобретенная версия ОС и он хочет установить ее на определенный ПК, заставлять его платить за то ПО, которое ему фактически не нужно, является нарушением действующего в России Федерального закона “О защите прав потребителей”.

Отметим, что документ с четким перечнем системы возврата денег есть только у компании Asus — он предусматривает возврат пользователю денежных средств в сумме от 22 до 77 долл. за Windows Vista, в зависимости от версии этого ПО. Процедура возврата близка к идеальной — пользователю необходимо заявить о своем желании расстаться с OEM-версией ОС в течение недели со дня приобретения устройства, обратиться в любой сервисный центр Asus, где ОС будет удалена, а ему на руки будет выдан специальный акт. С ним покупатель отправится в торговую организацию, где был приобретен компьютер, и именно там получит указанную выше сумму.

Возможно, в ближайшее время аналогичный документ появится у компании Fujitsu Siemens. Остальные производители хранят по этому поводу молчание. Не изменилась и позиция Microsoft: как рассказал нам Владимир Кудрявцев, на переговорах с ФАС представители компании достаточно четко озвучили ситуацию, при которой они с радостью примут от вендора ПК любое количество возвращенных комплектов OEM-версии Windows (установочный диск и наклейка с регистрационным кодом продукта), но при этом конкретизировать процедуру возврата для пользователей не стали. Кстати, очень возможно, что по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке операционных систем, возможно внесение Управлением информационных технологий ФАС России компании Microsoft в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара. После этого ФАС России будет более пристально наблюдать за действиями компании, с целью предупреждения и пресечения злоупотреблением ей своим доминирующим положением, согласно того же закона.

Отметим, что кроме всего прочего в этом вопросе существуют некоторые правовые коллизии, мешающие вендорам реализовать подобный порядок возврата ОС. К примеру, Федеральная таможенная служба РФ при пересечении мобильным ПК границы РФ считает ноутбук + ПО единым аппаратно-программный комплексом — соответственно именно так он и оформляется для уплаты таможенных платежей. По нашим данным, представители Правового управления ФАС в ближайшее время проведут консультации с сотрудниками ФТС для урегулирования данной ситуации.

Интересно, что доминирование OEM-версий Windows на российском рынке заметно явно. Согласно данным интернет-ресурса Price.ru, который агрегирует предложения торговых сетей о компьютерной технике, на начало апреля Windows Vista установлена в качестве ОС “по умолчанию” более чем в 12 тыс. предложениях ноутбуков на базе Intel Core Duo, Core 2 Duo и Core Solo и 1,2 тыс. предложениях мобильных ПК на базе AMD. Ситуация с OEM Linux такова — всего 395 позиций для ноутбуков базе Intel Core Duo, Core 2 Duo и Core Solo и 50 — для AMD. Наиболее значимым был ряд предложений Linux для нетбуков на базе Intel Atom — порядка 1000 позиций.

Статистика невозвратов

Определенную роль в итоговом заключении по проверке таких компаний, как Acer, Asus, HP, Samsung, Dell и Toshiba, сыграло и обращение к ФАС руководства “Центра свободных технологий” (ЦеСТ), в котором была приведена статистика отказов в возврате денег за OEM-версию Windows со стороны вендоров и торговых сетей. Большинство пользователей, обратившихся в ЦеСТ (на конец апреля в специальной БД содержалось 574 записи), недовольны позицией производителей компьютеров, которые лишают их выбора той ОС, которая “по умолчанию” должна быть установлена на новый ПК. Как отмечает Владимир Садовников, соорганизатор проекта обращения ЦеСТ в ФАС, “поражает полное равнодушие представителей торговых сетей, вендоров и российского представительства Microsoft к этому вопросу — никто не хочет не только давать полезной информации, но и сколько-нибудь разумно обсуждать проблему с отказом возвращать деньги за OEM-версию операционной системы”.

В основном, судя по обращениям из всех регионов РФ, неправомерными действиями занимаются службы технической поддержки производителей ПК, сотрудники их российских представительств и продавцы в торговых точках. Типология жалоб, отмечает г-н Садовников, следующая. Во-первых, пользователя убеждают, что в случае отказа от OEM-версии ОС он полностью лишается гарантии на компоненты компьютера. Вдобавок при покупке компьютера, продавцы, осматривающие технику перед выдачей, автоматически соглашаются с лицензионным соглашением за пользователя или сообщают, что “ОС является неотъемлемой частью данного аппарата, без которой данный компьютер не может выполнять основные свои функции”. Встречается и откровенное хамство по принципу “Не нравится — не берите!”. Во-вторых, наблюдается полное пренебрежение к запросам покупателей со стороны служб технической поддержки — на вопросы либо не отмечают, либо отвечают, что запросы пользователей “не интересны”, либо сообщают, что “предустановленное ПО является подарком (т. е. поставляется бесплатно)”. Есть и откровенная ложь, когда российское представительство производителя пишет, что возврат денег в принципе возможно, но только не в России. В-третьих, практикуется “информационный пинг-понг”, когда продавец отправляет пользователя к производителю, тот — в российское представительство Microsoft, оттуда — снова к производителю, а производитель — опять к продавцу. И так без конца и какого-либо решения ситуации.

Отметим, что исчерпывающие рекомендации по действиям, которые должны привести к возврату денег за ОС изложил на своем сайте “NET/Адвокат” и в специальной брошюре “Возврат денег за предустановленную на компьютере операционную систему” юрист Павел Протасов. Судя по его рекомендациям, в отсутствие у многих производителей порядка возврата ОС, потребителям необходимо в полной мере использовать возможности по досудебному урегулированию ситуации, обратившись с жалобой в местное отделение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Для подтверждения покупки мобильного ПК необходим чек, гарантийный талон, далее следует сделать запись в жалобной книге продавца (о нежелании принимать лицензионное соглашение Microsoft Vista и нежелании покупать OEM-версию ОС). Затем надо подать письменную претензию продавцу (пример документа можно найти здесь) с целью добиться от него соразмерного уменьшения покупной цены, ссылаясь на то, что с покупкой компьютера покупатель фактически заключил два договора — на приобретение техники и ПО. Теперь же он хочет расторгнуть второй, лицензионный, который его просто вынудили заключить, и вернуть ту сумму за ОС, которая была включена в стоимость ПК. Стадия заключительная — подача иска в суд. Поскольку иски о защите прав потребителей пошлиной не облагаются, покупатель ничего не теряет кроме своего времени и стоимости канцелярских товаров.

Версия для печати (без изображений)