В то время как продажи компьютерной техники оставляют желать много лучшего, а вендоры соревнуются не в росте продаж, а в уменьшении уровня падения, сегмент нетбуков демонстрирует очередные рекорды. Правда, только в количестве реализованных единиц техники: по деньгам эти успехи не так значительны. Судя по данным IDC, в первом квартале 2009 г. по всему миру было продано 4,5 млн. таких устройств, что в семь раз больше показателя годичной давности. В абсолютном значении нетбуки заняли 8% от всех поставок персональных компьютеров. Отметим, что это не самые большие показатели для подобной техники; к примеру, за октябрь — декабрь 2008-го таких устройств было поставлено гораздо больше: 6,2 млн. экземпляров. Но тогда крайне активно “играл” фактор новогодних и рождественских распродаж.

В целом 4,5 млн. шт. для периода тотального снижения пользовательского спроса — вполне хороший показатель, который объясняется тремя основными причинами. Во-первых, только за последние два квартала на рынке появилось несколько десятков новых моделей нетбуков — выпускать их стали, в дополнение к локальным сборщикам из Юго-Восточной Азии, все крупные вендоры. Причем некоторые даже продвигают такие устройства под несколькими брендами. Во-вторых, в связи с выпуском порядка трех десятков моделей устройств со встроенным адаптером мобильного WiMAX цены на устройства, не обладающие этим функционалом, за последние недели снизились как минимум на 10—15% (и эта тенденция сохранится), что увеличило пользовательский спрос на подобное “железо”. Кроме того, усиливается тенденция, согласно которой наибольшим интересом среди покупателей пользуются недорогие десктопы (возможно, и неттопы) и дешевые нетбуки. В-третьих, нетбуки со встроенными адаптерами для UMTS-сетей активно продвигаются операторами связи (к сожалению, пока только европейскими и американскими) в составе тарифных предложений “нетбук + тариф” для доступа в Интернет. К примеру, AT&T предлагает абонентам Aspire One за 99 долл. при условии заключения двухгодичного контракта.

Кроме того, согласно данным IDC за первый квартал 2009 г., компании оптимизировали свое производство, что позволит им в этом году по сравнению с серединой 2008-го снизить затраты на выпуск нетбуков на 15—20%. Основным моментом здесь является падение цен на дисплеи (на величину до 30%) и мобильные процессоры (до 40%).

Отметим, что в настоящий момент из крупных поставщиков ПК только Apple не выпускает устройства подобного класса. Либо эта ситуация изменится до конца третьего квартала, уверены в IDC, либо в Apple будут снижать цены на текущие и новые модели ноутбуков с целью избежать тотального спада интереса к своей продукции.

В целом в IDC скорректировали прогноз по рынку нетбуков: до конца года будет продано 22 млн. таких устройств, а не 35 млн., как прогнозировали специалисты ABI Research ранее. Но это все равно в два раза превышает показатель прошлого года.

Версия для печати (без изображений)