К ФАС и ЦеСТ , инициировавшим разбирательство по поводу  процедуры возврата средств за неиспользуемую ОС при покупке ПК, присоединилось и общество защиты прав потребителей “Общественный контроль”, которое подало в Преображенский районный суд г. Москвы исковое заявление в отношении компаний Samsung Electronics Co. Ltd., ACER CIS Inc., ЗАО “Хьюлетт-Паккард А.О.”, а также ООО “Инфомаш”, производящего компьютеры под торговой маркой Rover Computers. Третьей стороной по иску выступает ООО “Майкрософт рус” — российский представитель корпорации Microsoft.

Основная цель данного шага заключается в том, чтобы, опираясь на положения ФЗ “О защите прав потребителей”, воспрепятствовать практике навязывания программного обеспечения корпорации Microsoft при продаже компьютеров, что, по мнению Михаила Аншакова, председателя Общества, не отвечает интересам тех потребителей, которые не хотят использовать ПО данной компании. Среди требований, изложенных в исковом заявлении, указывается на необходимость доводить до пользователей перед покупкой полный текст “Лицензионного соглашения с конечным пользователем” компании Microsoft (т. н. EULA), который содержит определенные ограничения, а также установить порядок возврата денежных средств за ОС и заранее перед покупкой сообщать покупателю сумму такого возмещения, если он захочет отказаться от OEM-версии ОС. Первое заседание суда состоится, скорее всего, в сентябре нынешнего года.

Если решение суда по этому иску будет положительным (хотя компании, вероятно, обжалуют его в вышестоящих инстанциях), то ситуация с организацией продаж ПК претерпит определенные изменения. Во-первых, если сейчас альтернативы OEM-версии Windows Vista практически нет, то, вполне возможно, в самом ближайшем будущем увеличится число компьютеров с Linux, причем не только нетбуков, но и “полноценных” мобильных ПК. При этом проект Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), в соответствии с которым предлагается организовать поставки ноутбуков без предустановленной операционной системы по запросам потребителей, но в течение восьми недель с момента заявки, скорее всего, нежизнеспособен. Идеальным вариантом была бы установка ОС на компьютеры пользователя непосредственно в магазине, но из-за длительности такой процедуры это представляется маловероятным — скорее, пользователь получит возможность отказаться от ОС при покупке компьютера и силами продавцов она будет удалена (для этого ОС должна быть указана в чеке отдельной торговой позицией — этого сейчас не происходит). Появится ли от этого больше OEM-версий сторонних производителей, пока не ясно, поскольку у них не слишком развита система дистрибуции даже в крупных городах России.

Во-вторых, процедура возврата денег пользователям за неиспользуемую копию ОС будет обязательной — соответствующие изменения в договора с OEM-партнерами компания Microsoft внесет до конца сентября, однако пока не известно, как быстро будет налажен этот процесс и будет ли он единообразным. Правда, вендоры сами подсказывают интересные варианты его реализации. Еще в феврале нынешнего года на мое обращение в службы технической поддержки ведущих производителей мобильных ПК в России с просьбой разъяснить процедуру возврата ОС были получены только отрицательные ответы. Два адресата, включая службу поддержки пользователей Rover Computers, даже обсуждать этот вопрос отказались. Поэтому, прочитав по прошествии более пяти месяцев в одном из изданий комментарии президента Rover Computers Сергея Шуняева о том, что его компания “гибко относится к обращениям потребителей с просьбами возврата денег”, я имел все основания в этом усомниться, о чем и написал в своем интернет-блоге, где привел цитаты из ответа службы поддержки этой компании на мое обращение. Через пару дней получил следующее сообщение: “Наша компания (Rover Computers — прим. автора) готова вернуть Вам деньги за неиспользуемую ОС Windows Vista и установить ОС Linux на ноутбук марки Ровер. Сообщите, пожалуйста, Ваш контактный телефон для обсуждения этого вопроса. Мы готовы прислать курьера за Вашим аппаратом (в пределах Москвы)”. Очевидно, именно такой вариант решения проблемы возврата средств за неиспользуемую ОС можно считать наиболее удобным для пользователя. Интересно, как скоро к такому же выводу придут остальные производители мобильных ПК. На данный момент Asus, Acer, а также Fujitsu Computers декларируют возможность отказа от ОС через сервисные центры.

В-третьих, подобные изменения, без сомнения, повысят требования к квалификации продавцов торговых точек, которым при оформлении покупок придется рассказывать пользователям об особенностях функционирования той или иной ОС на компьютере с конкретной конфигурацией. Им же придется удалять невостребованные копии OEM-версии Windows и выполнять перерасчет стоимости покупки. Кроме того, вполне возможно, что вендорам наконец-то придется помогать пользователям решать возникающие с ОС проблемы не только в первые 15—30 дней после продажи компьютеров, а в течение всего гарантийного срока их использования.

Версия для печати