Во втором квартале немало рассуждений вызвало сообщение о том, что группа компаний IBS, оборот которой по итогам её 2007-го финансового года, завершившегося 31 марта 2008-го, превысил 1 млрд. долл., ведет переговоры с госкорпорацией “Российские технологии” о продаже ей компании Depo Computers. Но затем — после того как президент IBS Анатолий Карачинский пояснил, что у его группы проблем с выплатой кредитов нет и никогда не было и что она (группа) не преследует цели любой ценой избавиться от Depo Computers или какого-либо другого своего актива, разговоры вокруг этого события приутихли. Да и никакой новой пищи для разного рода домыслов участники переговорного процесса в течение лета не давали.

Но в начале осени группа IBS объявила о намерении в течение 45 дней завершить сделку по продаже 100% акций компании Depo Computers её топ-менеджерам. При этом ни круг покупателей, ни сумма сделки не оглашались, а все попытки журналистов выведать какие-либо подробности успехом не увенчались.

Выходит, госкорпорация раздумала входить в число акционеров частной компании, которая в лучшие времена — так называемые тучные годы— производила около полумиллиона ПК в год? Точных сведений на этот счет нет. “Действительно, некоторое время мы вели переговоры о продаже Depo Computers с госкорпорацией “Российские технологии”, которая проявляла интерес к этому активу, — сообщил нам директор по связям с инвесторами IBS Group Дмитрий Иванов. — На сегодня переговоры приостановлены. Но официального отказа мы не получали и причины приостановки нам не известны”.

Если разговоры о продаже Depo Computers и принесли кому пользу, так это самой группе IBS, которая, как известно, является публичной компанией (34,5% её акций обращается на Франкфуртской бирже среди сотен инвесторов). В частности, после этих разговоров цена данных акций сразу выросла на 250%. “Многие инвесторы давно ратовали за то, чтобы наша группа продала хардверный бизнес и сосредоточилась исключительно на ИТ-услугах, — говорил тогда Анатолий Карачинский. — Ведь инвесторов в первую очередь волнует уровень прибыльности компании. А этот уровень сильно зависит от характера её деятельности. Производство же компьютеров ныне не является сильно прибыльным бизнесом... Поэтому информация о том, что данная компания с большой долей вероятности может обрести нового владельца, наших инвесторов сильно порадовала”.

Однако несильная прибыльность не означает убыточности. “Наша компания обладает реальными рыночными преимуществами, которые особенно ярко проявились в текущий экономический период, — говорит генеральный директор Depo Computers Сергей Эскин. — Подтверждением тому являются рыночные позиции компании: лидерство в сегменте персональных компьютеров и второе место в сегменте серверов по итогам первого полугодия нынешнего года. Я уверен, что наши амбиции, подкрепленные надежной базой для уверенного развития бизнеса, позволят компании достичь самых высоких целей”.

Что касается президента IBS, то его взгляды на ситуацию вокруг Depo Computers за лето, похоже, не изменились. Сообщение о продаже компании её топ-менеджменту он комментирует следующим образом: “Это очередной шаг в последовательной реализации нашей бизнес-стратегии. Напомню, что еще около двух лет назад мы заявили о намерении полностью сфокусировать работу группы IBS на стратегических рынках ИТ-услуг и аутсорсинга, а также на разработке и внедрении программного обеспечения. Depo Computers за последние годы выросла в большой самостоятельный бизнес. У компании есть собственная амбициозная стратегия, устойчивая рыночная позиция, эффективная и профессиональная команда менеджеров. Я убежден, что Depo Computers сможет успешно реализовать свои планы, достойно конкурируя с крупнейшими мировыми производителями”.

“Информация о продаже Depo Computers уже давно ходила по рынку, так что данная новость была вполне ожидаемой, — отмечает директор департамента маркетинга фирмы “Аквариус” Андрей Кириян. — В то же время это действительно событие, первый пример продажи российской компании-производителя такого масштаба”. По его мнению, на нынешнем этапе развития ИТ-рынка России перспективы для развития производителя компьютерного оборудования, безусловно, имеются — есть свободное место на рынке, есть пути увеличения доходов компании. Однако выход из холдинга и возможное изменение структуры собственности могут стать негативным фактором, который отпугнет партнеров и заказчиков.

Как известно, отечественные и зарубежные эксперты сходятся во мнении, что к нынешнему лету российский ИТ-рынок откатился к уровню пятигодичной давности. В частности, по оценкам специалистов ITResearch, в I кв. 2009-го в нашей стране было продано всего 850 тыс. настольных машин. Но ведь кризис не вечен, а до насыщения российскому рынку настольных ПК — где, как уже говорилось, Depo Computers занимает весьма прочные позиции — ещё далеко. К тому же Depo Computers не ограничивается сборкой компьютеров и прочих устройств. Ещё в ноябре прошлого года компания объявила о выходе на рынок ИТ-услуг.

Впрочем, сейчас трудно говорить о том, какой путь развития (освоение новых рыночных ниш или отсечение старых) выберут новые владельцы предприятия, которое выросло из основанного в марте 1995 г. дистрибьюторского центра “Дилайн”. Однако несомненно, что чем короче вертикаль управления, тем быстрее принимаются решения. Джим Коллинз в своей книге “От хорошего к великому” (пер. с англ., изд-во “Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге”, 2006 г.) сказал замечательные слова: “Компании, которые добились выдающихся результатов, не фокусировались на том, что делать, чтобы стать великими, они фокусировались на том, чего не делать, и на том, что надо перестать делать немедленно”. В период кризиса и связанных с ним неопределенностей эти слова актуальны как никогда.

Версия для печати (без изображений)