Компания HP в последние годы существенно расширила свой портфель предлагаемых заказчикам программных решений, сместив акцент с традиционного управления ИТ в сторону повышения эффективности их использования и более высокой привязки к нуждам бизнеса. При этом существенно повысилась роль софтверной тематики внутри общего бизнеса корпорации, в том числе и на российском рынке. Своеобразной реперной точкой развития софтверного направления корпорации HP в России является традиционно проводимая в середине сентября конференция “Программные миры HP”. Накануне очередного такого мероприятия об итогах работы компании в этой сфере за прошедший год и о планах на новый деловой сезон обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову рассказал директор департамента программных решений HP в России Сергей Лобов.

PC Week: Год назад о приближающемся кризисе ходили лишь довольно смутные слухи, а сейчас все только и гадают, пройдено ли его дно или главные проблемы еще впереди. А каково ваше мнение по этому вопросу?

Сергей Лобов: Однозначной оценки нет, потому что общая экономическая ситуация, которая и определяет обстановку на ИТ-рынке, по-разному влияет на различные сегменты отрасли. Если говорить о сфере крупных ИТ-проектов, где работаем мы, то скорее всего “дно” еще не пройдено.

Предкризисный год мы прошли на очень хорошем подъеме бизнеса, и то, что наблюдалось у нас в течение нескольких месяцев после осени прошлого года, было волной того успеха. Проще говоря — шло выполнение начатых проектов, которые уже невозможно было прекратить. В итоге получилось так, что в первой половине текущего календарного года софтверный бизнес HP в России даже вырос по сравнению аналогичным периодом 2008-го. А сейчас соответственно с таким же запозданием идет “провал” в реализации проектов.

Вроде бы есть признаки оживления дел в экономике, но заказчики предпочитают восстановить свои истощившиеся финансовые резервы и не рискуют начинать новые проекты. В отношении ИТ наблюдается прежняя тенденция сокращения расходов и замораживания работ по развитию ИТ-инфраструктуры. Новые проекты не начинаются, и, что еще хуже, порой возникают проблемы с оплатой уже сделанного.

Если посмотреть на розничную торговлю, то там видно некоторое оживление, и это хороший признак окончания кризиса. Но если посмотреть на товары длительного спроса, те же автомобили, то здесь пока подъема не чувствуется. Примерно то же самое происходит и в ИТ. Крупные инновационные проекты планируются заранее, а мы не видим, чтобы заказчики закладывали соответствующие статьи в свои бюджеты на следующий год. Компании пока придерживаются политики ориентации на использование текущей инфраструктуры, при этом они интересуются новыми нашими предложениями, но готовы лишь знакомиться с ними в рамках пилотных проектов.

Хотелось бы отметить, что ситуация во внутренних ИТ-подразделениях очень непроста: новых ресурсов туда не выделяется, а интеллектуальная нагрузка растет. В то же время мы видим, что значимость ИТ для бизнеса в условиях кризиса повышается, например, нужен более детальный анализ деятельности предприятия, необходимо сокращение операционных расходов за счет автоматизации. Но выполняется этот растущий объем работ в рамках имеющих средств.

Скорее всего “дно” по реализации крупных инновационных проектов будет нащупано только в следующем году. Сегодня мы в основном работаем еще на том, что было начато год назад или раньше.

PC Week: Насколько готовым готов к такому повороту событий оказался российский софтверный бизнес HP?

С. Л.: Прежде всего должен сказать, что подразделение программных решений выглядит гораздо лучше других направлений работы компании. Дело тут не только в том, что любой софтверный бизнес лучше переносит экономические неурядицы, чем поставки оборудования (это давно известное наблюдение). В нашем случае свою положительную роль сыграло то, что мы как раз в предкризисные годы существенно расширили линейку своих программных продуктов за счет средств оптимизации ИТ, которые оказались довольно востребованными сейчас. Должен с удовлетворением сказать, что идеи, которые мы долго продвигали в области повышения эффективности использования того, что уже есть у заказчиков, сегодня находят гораздо больше понимания на рынке.

Несмотря на летнее затишье мы наблюдали заинтересованное участие заказчиков в проводимых нами мероприятиях, нагрузка на сотрудников софтверного подразделения не снижается. Заказчиков сегодня очень интересует возможность реализации проектов без существенного увеличения затрат, за счет интеллектуальных усилий, а не тривиального приобретения нового оборудования. При этом я хотел бы обратить внимание, что мы сами по сути продолжаем делать ровно то же самое, что и год, и два года назад. Но сейчас мы видим существенно более высокий интерес со стороны клиентов, и кризис этому способствовал в существенной мере.

Повышается значимость консультационных услуг. Дело в том, что одну и ту же проблему можно решить разными средствами из того, что есть в нашем арсенале. Выбор нужного зависит от анализа каждой конкретной ситуации. Но тут вот с какой проблемой мы сталкиваемся: объяснить заказчику словами или в виде печатных документов преимущества многих наших новых решений по сравнению с уже имеющимися на рынке — это очень сложно. Мы поняли для себя, что им нужно просто показывать действующие системы или хотя бы их прототипы.

Но необходимо подчеркнуть: мы видим усиление интереса заказчиков к нашим предложениям в плане роста числа квалифицированных запросов, люди гораздо лучше стали понимать, чего они хотят. Однако если мерить интерес готовностью платить, что тут пока всё не очень оптимистично.

PC Week: Повлиял ли кризис на вашу тактику и стратегию работы на рынке? Например — чем нынешняя конференция в концептуальном плане будет отличаться от предыдущей?

С. Л.: Влияние, конечно, есть, но речь скорее идет не о стратегии, а о тактике. Мы, например, сделали переоценку ожиданий наших заказчиков. Теперь мы будем не просто рассказывать, что есть у HP, а, спрашивая у клиентов про их проблемы, будем предлагать решения, необходимые именно им. Нам нужно глубже погрузиться в задачи предприятий. И еще свой потенциал мы видим в том, что можем помогать ИТ-подразделениям решать проблемы их внутренних взаимоотношений с бизнесом, устраняя какие-то трения, обосновывая необходимость ИТ и т. д.

Существенно больше внимания теперь уделяется вопросам оптимизации финансовых схем поставок наших продуктов. Мы предложим заказчикам и партнерам новые варианты оплаты нашего ПО. Одна из основных идей тут — минимизировать затраты организаций при старте проекта и обеспечить возможность докупать нужные им вещи по мере появления соответствующих потребностей.

В содержательном плане конференция будет посвящена обобщению опыта, полученного за последние годы, в том числе ответам на вопросы, обозначенным год назад. Тут я хотел бы особо выделить проблему перехода пользователей с самого популярного нашего продукта в России HP Service Desk 4.5 на решение HP Service Manager 7.0. Мы продемонстрируем конкретные проекты масштабной миграции с одного ПО на другое. Будут показаны возможности применения других наших новых продуктов на примере уникальных работ, выполненных, в частности, в Росэнергоатоме и Сбербанке. В этом году мы впервые пригласили приехать в Москву представителей западных заказчиков, которые расскажут об опыте своей работы.

Безусловно, будут объявления новых программных продуктов HP. Например, именно сейчас начнется широкое продвижение в России наших решений для управления виртуальными средами в ЦОДах — эта проблема становится уже весьма актуальной в стране. Вообще мы сегодня переживаем очень важный момент в развитии корпоративных ИТ, когда на качественном уровне меняется весь ландшафт ИТ-инфраструктуры. Это требует не просто использования новых средств, но переосмысления происходящего на концептуальном уровне. Например, вроде бы тривиальная задача инвентаризации активов (которую, впрочем, многим российским предприятиям еще нужно решать) для виртуальных машин выглядит совсем иначе, чем для физического оборудования.

PC Week: Три года назад HP сделала серьезный шаг по расширению своего присутствия в софтверном мире, купив Mercury. Это совпало с моментом довольно радикального перекраивания рынка бизнес-приложений в результате покупок ИТ-лидерами специализированных разработчиков. Тогда эксперты гадали — двинется ли HP в направлении делового ПО или ограничится своей традиционной сферой управления ИТ. Похоже, компания все же не рискнула пойти по новому для себя пути. Нет ли сожалений по этому поводу?

С. Л.: Я готов с вами согласиться только отчасти, в плане развития нашего делового софта. Он у нас есть, и спектр предложения тут тоже растет. Да, пока это продукты в основном для нишевых сегментов, но мы ведем работу по расширению присутствия на этом рынке. Например, сейчас мы намерены активнее развивать направление управления информацией. Наверное, начнем с решения задач работы с медицинскими архивами — вроде бы это нишевый рынок, но на самом деле он просто огромный.

PC Week: Увеличение спектра продвигаемых продуктов должно существенно изменить роль партнеров в вашем бизнесе. Что вы намерены делать в работе с партнерской сетью?

С. Л.: Да, значение партнеров для нас повышается, их нужно больше, разной специализации, более высокой квалификации. Мы работаем в этом направлении, с одной стороны, помогая осваивать новые направления своим старым партнерам, с другой — привлекая новых партнёров, которые уже имеют соответствующий опыт.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)