“В 2010 г. мы планируем увеличить доходы в России и странах СНГ на 30%”, — сказал генеральный директор “SAP СНГ” Владислав Мартынов на пресс-конференции, посвященной подведению итогов работы местного представительства SAP в прошедшем году. Непонятно только, как можно будет проверить исполнение данного обещания. Ведь о том, каким образом изменились финансовые результаты в 2009 г. по сравнению с 2008-м, руководство “SAP СНГ”, сославшись на жесткие общекорпоративные требования, сообщить отказалось. Утешает лишь то, что указанные жесткие требования появились сравнительно недавно: еще несколько лет назад “SAP СНГ” охотно публиковала свои абсолютные финансовые показатели. Отталкиваясь от них, мы, пусть и с большой погрешностью, все еще можем хоть как-то продолжать оценивать их на свой страх и риск. Так, по нашему предположению, сделанному год назад, в 2008 г. суммарный доход “SAP СНГ” составил около 270 млн. евро. Приняв во внимание заявление Владислава Мартынова о том, что в терминах динамики оборота год “был плоским”, мы с полным правом можем оставить на 2009 г. ту же оценочную цифру — 270 млн. евро.

Если это действительно так, то результат не столь уж плох: во всем мире доходы SAP AG снизились на 8% и составили 10,7 млрд. евро. Из них 8,2 млрд. евро пришлось на продажи ПО и сопутствующих услуг (снижение на 3%). Мало что проясняют и попытки косвенного анализа: в наиболее успешном IV квартале выручка SAP в регионе EMEA, куда входят страны СНГ, снизилась на 7%, но в то же время этот показатель в странах БРИК (а Россия одна из них) вырос на 46%. Наиболее активными в нашем регионе были заказчики из таких отраслей, как металлургия (рост 107%), энергетика и ЖКХ (+ 42,5%) и транспорт (+ 37%). На прежнем уровне остались доходы в нефтегазовой отрасли, дискретном производстве, финансовом секторе и производстве по выпуску товаров широкого потребления. Тем не менее из десяти самых крупных сделок прошлого года пять были заключены с компаниями нефтегазового сектора (Karachaganak, “Газпромнефть”, “Роснефть”, “Сургутнефтегаз”, “Татнефть”). Следует также отметить аномальное распределение сделок по кварталам прошедшего кризисного года: в первом квартале их число было чуть ли не вдвое выше, чем в традиционно самом активном четвертом, но по принесенной выручке четвертый, как и всегда, оказался лучшим, а первый — худшим.

Были названы и наиболее значимые проекты, стартовавшие в 2009 г.: в “Северстали”, “КЭС холдинге”, “Юнимилке”, “Росатоме”, Сбербанке, на Новолипецком металлургическом комбинате, в Газпромбанке, “Аэрофлоте”. Появление в этом списке “Аэрофлота” не могло не вызвать недоумения: сообщения о внедрении модулей ERP-системы SAP в этой организации регулярно обнародовались на протяжении последних десяти лет. Как пояснил директор “SAP СНГ” по консалтингу и обучению Алексей Тоскин, развертывание отдельных модулей, проводившееся партнерами SAP в прошлые годы, осуществлялось несогласованно, в результате “Аэрофлот” не получил единого решения для всей корпорации. Новый проект инициирован по предложению департамента консалтинга “SAP СНГ”, который будет выполнять его в качестве генподрядчика (в проекте участвует также “Техносерв”). Завершить внедрение планируется через 14 месяцев.

Судя по словам руководителей “SAP СНГ”, нынешняя ситуация с “Аэрофлотом” не является типичной: около 80% всех проектов ведется местными партнерами. Их число за год выросло с 90 до 140, а всего на рынке стран СНГ трудится сегодня около 5 тыс. консультантов по продуктам SAP.

Наиболее востребованными решениями в России в 2009 г. были SAP HCM, SAP ERP и SAP Business Objects. Причины такого расклада интереса Владислав Мартынов видит в кризисе, потребовавшем снижения издержек. Но сделать это нужно было с наименьшими потерями. Огульное сокращение штатов или равномерное снижение расходов по всем статьям могло бы в нынешних условиях привести к еще большему ущербу для основного бизнеса компаний, а делать это оптимальным образом можно лишь с помощью современных программных средств.

Еще одно важное обстоятельство отметил директор департамента “SAP СНГ” по продажам бизнес-решений Дмитрий Лисогор. Объем продаж BI-систем SAP Business Objects в прошедшем году увеличился на 102%, а их вклад в доходы московского офиса вырос с 11 до 20%. Наряду с подтверждением общей кризисной тенденции увеличения спроса на средства бизнес-аналитики сей факт, скорее всего, свидетельствует о еще и о том, что объем продаж традиционных продуктов SAP, не входящих в линейку Business Objects, в прошедшем году в странах СНГ снизился. И снижение это, если исходить из тезиса о “плоском годе”, составляет около 10%.

Каковы же те точки роста, которые должны обеспечить обещанное главой “SAP СНГ” 30%-ное увеличение доходов в нынешнем году? По мнению Владислава Мартынова, наиболее активными будут заказчики из государственного сектора, с предприятий дискретного производства, из финансовых и страховых институтов, энергетической отрасли и ЖКХ, компаний, занимающихся выпуском товаров народного потребления и оптовой торговлей. При этом к госсектору докладчик отнес не только органы государственного управления, но и крупнейшие госкорпорации. Почему-то не было упомянуто активно обсуждающееся в СМИ пятилетнее лицензионное соглашение, заключенное с “Газпромом”, в рамках которого у газового монополиста будет развернута централизованная полнофункциональная ERP-система SAP. Объем этого соглашения информационное агентство CNews оценивает в 80 млн. евро. Чем не точка роста?

Версия для печати (без изображений)