Группа компаний “Аквариус” объявила сенсационные итоги кризисного 2009 г. Сенсация заключается в том, что в условиях, когда продажи настольных ПК в России за год сократились, по данным IDC, на 30% (c 4 614 265 шт. в 2008 г. до 3 246 685 шт. в 2009-м), а по предварительным оценкам ITResearch — на 33%, продажи ГК “Аквариус” в долларах увеличились на 31%. Ещё выше этот рост составил в рублях. А уж если сравнивать второе полугодие 2009 г. со вторым полугодием 2008-го, то прирост получился и вовсе заоблачным — в несколько раз. Правда, весьма существенная его часть достигнута за счет включения в решения, поставленные “Аквариусом”, оборудования различных отечественных и зарубежных партнеров компании. По итогам 2009 г. доля такого оборудования в общем обороте “Аквариуса” составила около 25%, что примерно в пять раз выше аналогичного показателя 2008 г.

Об общей ситуации на рынке отечественных настольных ПК президент ГК “Аквариус” Александр Калинин говорит так: “Я думаю, что позиции локальных сборщиков настольных ПК повсеместно укрепляются. В том числе и в России. Так что глобальные бренды рано или поздно должны если не свернуть полностью, то сильно уменьшить производство такого рода машин. Какой смысл тащить относительно несложный продукт неизвестно откуда, когда его можно собрать в местных условиях. Причем в правильной конфигурации — именно в той, которая нужна конкретному заказчику. Особенно когда речь идет о защищенных конфигурациях ПК, удовлетворяющих требованиям различных нормативных актов. Мы на такого рода компьютеры в зависимости от пожеланий заказчика ставим либо “Соболь”, либо Аккорд”. Это программно-аппаратные средства защиты информации. Ну сами подумайте, как зарубежные вендоры в заводских условиях могут поставить данные системы на свои машины?” Тут, однако, необходимо отметить, что около 70% оборота ГК “Аквариус” ныне обеспечивают государственные учреждения различного уровня (остальные 30% продаж приходятся на крупные и средние коммерческие структуры). Группа не запрещает своим партнерам продавать ПК Aquarius в розницу, но сама на этот рынок выходить не собирается. “Практика показала, что сборщики ПК федерального уровня, значительная доля продаж которых была ориентирована на розничный рынок, пережили нынешний кризис не лучшим образом”, — утверждает Александр Калинин. А технический директор “Аквариуса” Евгений Чечеткин добавил: “Если в каком-то городе у нас появится партнер, который в своем магазине станет активно продавать компьютеры Aquarius, то мы его будем только приветствовать. Но сами заниматься организацией такого магазина не будем. Мы все же ориентированы на работу с дистрибьюторами и системными интеграторами”.

Тем не менее, по данным многих аналитиков, доля отечественных ПК на российском ИТ-рынке неуклонно снижается. Что будет в перспективе? Она сократится до нуля? “Компьютер компьютеру рознь, — отмечает Евгений Чечеткин. — Если говорить о бытовых устройствах, зачастую приобретаемых исключительно по критерию цены или внешнего вида, то здесь конкурировать с машинами, собранными в Китае, в самом деле трудно. Рано или поздно они заполнят соответствующий сегмент рынка. Если же говорить о специализированных ПК, заточенных под решение конкретных задач, то здесь спрос на российскую сборку весьма велик. Ведь клиенту нужен не просто компьютер, а автоматизированное рабочее место с определенным набором программ и специфическими требованиями к производительности и функциональности. Количество сегментов рынка ПК неуклонно растет. При этом так называемые “массовые сегменты” — это не наш рынок. Говорить же о корпоративном рынке компьютеров не совсем правильно: надо говорить о корпоративном рынке автоматизированных рабочих мест”.

Однако утверждать, что ныне главным вектором развития ГК “Аквариус” является производство (под брендом Aquarius) различных “одиночных” устройств (ПК, ноутбуков, серверов, СХД, мониторов и так далее) для оснащения автоматизированных рабочих мест, нельзя. Диверсификация деятельности группы (и повышение в ней доли так называемой “интеллектуальной составляющей”) значительно более глубока. “Ещё в 2005-м мы начали заниматься созданием типовых комплексных решений для нужд образования и здравоохранения, — отметил старший вице-президент “Аквариуса” Владимир Шибанов. — И это направление деятельности у нас, c поправкой на кризис, постоянно расширяется*. В 2008 г. мы взяли курс на оказание услуг нового типа: разработку и поставку уникальных программно-технических комплексов (ПТК), выполненных по конкретным заказам. Это направление деятельности, мы называем его комплексированием, оказалось очень востребованным, и мы считаем его исключительно перспективным. Промышленное производство ПТК целесообразно и экономически оправдано при выполнении крупных территориально-распределённых общефедеральных проектов по созданию и развитию ИТ-инфраструктуры заказчика. Применение технологий комплексирования в условиях заводского производства в соответствии с согласованной с партнером и заказчиком проектной документацией обеспечивает единообразие и высокую степень готовности выпускаемых комплексов. А также позволяет улучшить экономические показатели проекта, сократить сроки введения информационных систем в эксплуатацию”.

Цифр, характеризующих точную динамику распределения доходов “Аквариуса” по этим трем основным направлениям деятельности, ГК не приводит. Однако качественный вид соответствующих трендов виден из диаграммы. В ней под традиционными услугами понимается гарантийный и постгарантийный сервис, а “салатовые” и ”бордовые” прослойки между “зеленым” оборудованием, “желтыми” комплексными решениями и “красными” услугами нового типа означают, что оборудование, решения и услуги, предлагаемые компанией, не изолированы друг от друга, а в определенной пропорции пересекаются между собой.

Как повлиял кризис на структуру продаж оборудования Aquarius? “В распределении продаж по собственным продуктовым линейкам в 2009 г. произошло смещение в сторону более дешевых продуктов, — говорит Владимир Шибанов. — Доля ПК увеличилась с 57,5% в 2008 г. до 68% в 2009-м при относительно небольшом сокращении доли серверного оборудования с 21,4 до 18,4%. На росте продаж ПК Aquarius положительно сказался выход ОС Windows 7. Но в какой именно степени, сказать трудно, так как это событие произошло лишь в ноябре прошлого года. Вклад ноутбуков в общий оборот компании снизился с 8,9 до 3,3%, что напрямую связано с недостаточным государственным финансированием в 2009 г. сферы образования, куда традиционно поставлялись мобильные классы AquaCart на базе ноутбуков Aquarius. Уменьшился также вклад мониторов с 9,4 до 9,2% и СХД — с 2,8 до 1,1%”.

На количество дистрибьюторов и прямых партнеров ГК “Аквариус” кризис не повлиял. Но доля дистрибьюторов в общем обороте “Аквариуса” снизилась, по данным компании, с 47% в 2008 г. до 45% в 2009-м. Уменьшилась (с 33 до 26%) и доля прямых партнеров. В то же время доля прямых заказчиков компании увеличилась с 20 до 29%. Что лишний раз свидетельствует о превращении ГК из чистого производителя ПК в поставщика комплексных услуг.

*См. PC Week/RE, № 25/2006.

Версия для печати (без изображений)