Российских ИТ-компаний, успешно развивающихся в течение 17 лет, не так-то много. Поэтому их опыт вызывает огромный интерес у основателей тех предприятий, которые ещё не могут похвастаться длинной историей своих детищ, но хотят, чтобы их фирмы жили долго и счастливо. Один из российских ИТ-долгожителей — консалтинговая группа “Термика”, ведущая свою официальную историю с августа 1993 г. О том, как строится стратегия развития этой группы и как она видит будущее тех направлений деятельности, в которых работает, её бессменный руководитель Алексей Цицин рассказал нашему обозревателю Владимиру Митину.

PC Week: В чем заключается секрет исключительного долголетия вашей компании и её успешного развития?

Алексей Цицин: Монокомпании, т. е. компании, основатели-владельцы которых длительное время одновременно являются их топ-менеджерами, как правило, более эффективны и устойчивы, чем фирмы с нестабильным кругом высших должностных лиц. В силу чисто психологических причин владельцы бизнеса обычно думают о долгосрочной перспективе, в то время как наемные менеджеры чаще всего заботятся о сиюминутной выгоде. Разумеется, есть и исключения из этого правила. Но в любом случае, очень важно верно выбрать направления деятельности компании, а потом, в случае необходимости, оперативно их скорректировать. Проблемы обычно начинаются тогда, когда основатель бизнеса по тем или иным причинам отходит от дел (например, переезжает в другой город). Можно привести множество примеров того, как грызня в коллективе, споры о том, кто именно должен быть преемником”, приводили если не к распаду некогда эффективного предприятия, то к его весьма значительному “падению”. Умение предотвращать и гасить конфликты в коллективе дано не каждому. Оно требует кропотливой и практически ежедневной живой работы с персоналом.

PC Week: Почему “Термика” развивается исключительно естественным образом, а не идет по пути поглощения различных компаний?

А. Ц.: В той сфере ИТ-услуг, которой мы занимаемся, поглощения, на мой взгляд, достаточно редки (хотя у нас был один такой опыт, но неудачный). Кроме того, я и Татьяна Ярославцева (мой заместитель), являющиеся владельцами компании, прошли большой жизненный путь и уже давно не склонны к дополнительным рискам: в нашей сфере “покупается” (правильнее сказать — приглашается на работу) в основном персонал и приобретаются нематериальные активы (различные ноу-хау).

PC Week: Как происходит поиск новых направлений деятельности? Чем обеспечивается иммунитет группы от разного рода трудно прогнозируемых неблагоприятных ситуаций?

А. Ц.: Коллективным органом, принимающим решения в нашей компании, является совет директоров, а главными генераторами идей можно назвать (без ложной скромности) меня и Константина Воробьева, почти 15 лет работающего в нашей компании (в том числе 10 лет в должности технического директора) и ставшего в январе 2010 г. моим заместителем.

Если внимательно следить за ситуацией в мире, то глобальные неприятности, к примеру циклические кризисы в экономике, можно с той или иной степенью достоверности предвидеть. Что же касается иммунитета против разного рода форс-мажора, то тяжелый для нас опыт 1995 г. (банковский кризис) и кризис 1998 г. (в отличие от нынешнего достаточно кратковременный) научили нас следовать ряду правил. Главное из них — эффективная работа с персоналом. Здесь уместно привести высказывание Генри Форда: “Вы можете забрать мои заводы, мои деньги, сжечь мои здания, но оставьте мне моих людей и, прежде чем вы опомнитесь, я все восстановлю и буду впереди вас...”. Кроме того, очень важна роль хорошей корпоративной системы автоматизации управления. Пять лет назад мы, по предложению Константина Воробьева, начали разрабатывать наш корпоративный интранет-портал на базе Microsoft Share Point, который уже к 2008 г. стал эффективно управлять документами, взаимодействием с клиентами (мы создали свою CRM-систему), а также решал задачи системы управления платежами. Этот интранет-портал, выросший из системы управления документами, очень помог нам в нынешний кризис.

Вот лишь одна из очень полезных “изюминок” нашей CRM-системы — функция отслеживания судьбы исходящих документов. Традиционная система, как только у документа появляется исходящий номер, о нем тут же “забывает”. А ведь оперативное отслеживание судьбы исходящих бумаг (в том числе, направленных заказчику на подпись) — большая головная боль для многих руководителей.

PC Week: Какие направления деятельности вашей группы оказались в кризис наиболее востребованными?

А. Ц.: Это услуги по созданию систем дистанционного обучения (СДО) и аттестации персонала. Я очень этому рад, так как по данному направлению в преддверии кризиса мы провели реформу системы сбыта: полностью отказались от распространения через дистрибьюторов, перейдя на прямой сбыт с использованием технологий виртуальной интерактивной демонстрации систем через Интернет, что увеличило в кризис наши доходы. Именно поэтому в настоящее время все основные инвестиции мы направляем в этот проект: как в совершенствование технологии, так и в увеличение числа учебных курсов, особенно для СДО в формате SCORM*. Если в январе 2008 г. мы предлагали 63 учебных курса по пяти направлениям, то в январе 2009-го таких курсов стало уже 132. В 2009 г. в дополнение к пяти уже имеющимся направлениям мы освоили ещё два: “Безопасность гидротехнических сооружений” и “Транспортная безопасность”. Курсы в формате SCORM у нас так же впервые появились в 2009 г. Сейчас их у нас более десятка. В области СДО “Термику”, в первую очередь, интересует рынок предприятий с опасными производственными объектами, где востребованность наших технологий и учебных курсов наиболее заметна.

Но совершенствованием СДО наши разработки не ограничиваются. Развивая существующие линии сбыта, мы сейчас очень внимательно следим за тенденциями на рынке ИТ-услуг, особенно за так называемыми вики-технологиями и облачными вычислениями.

PC Week: Как в ваших СДО производится идентификация пользователей? Легко ли, к примеру, Петрову сдать экзамен за Сидорова?

А. Ц.: В наших курсах в среде “ОЛИМП”** есть два режима работы: “Самоподготовка” и “Экзамен”. В первом из них можно работать дистанционно, но во втором режиме целесообразно сдавать итоговый экзамен только очно. Например, в специально оборудованном компьютерном классе, что, при внимательном отношении преподавателей к предъявляемым документам, практически полностью исключает возможность сдачи экзамена Петровым за Сидорова. Важно отметить, что наши курсы не просто облегчают и автоматизируют процесс получения соответствующих удостоверений, но и позволяют руководителям иметь полную картину о том, как на их предприятии обстоят дела со знанием, к примеру, правил техники безопасности, а также оперативно просматривать всю “историю развития” конкретного сотрудника, в которой указано, где, когда и с каким успехом он проходил те или иные курсы.

Кстати говоря, первыми потребителями наших курсов были учебные центры, работающие в интересах Ростехнадзора, которых первоначально больше интересовала лишь экзаменационная часть этих курсов. И только потом они проявили интерес к возможности использования данных курсов для дистанционной самоподготовки. Одним словом, не должно быть противоречия между сторонниками лозунгов “Только живое обучение” и “Только заочное”. Во всем должна быть золотая середина.

PC Week: Не все ваши курсы выполнены в формате SCORM. Почему?

А. Ц.: За универсальность надо платить. Если разработка стандартного (около 40 учебных часов) курса в формате SCORM требует от методиста, специалистов по компьютерной графике и дизайнера нескольких месяцев работы, то такой же курс в нашем формате можно подготовить за несколько недель.

PC Week: Бытует мнение, что в период кризиса предприятия и организации снижают расходы на обучение своих сотрудников. Можно предположить, что в связи с этим спрос на ваши СДО-услуги упал...

А. Ц.: Наоборот, под влиянием кризиса спрос на наши учебные курсы повысился. Ведь они позволяют снизить расходы на корпоративное обучение. Зачем платить приличные суммы за внешнее обучение с длительным отрывом от производства, хотя это часто необходимо, когда можно достаточно быстро подготовить свой курс и организовать внутрикорпоративное повышение квалификации.

PC Week: По данным Росстата, в России в 2009 г. индекс промышленного производства упал по сравнению c 2008-м на 10%. Неужели в этих условиях ваши доходы увеличились?

А. Ц.: Вы не поверите, но в этом отношении наши показатели очень хорошо коррелируют с оценками Росстата. В 2009 г. объем продаж “Термики” уменьшился по сравнению c 2008-м на 8%. Но конец года был сильно лучше его начала. Так , по итогам сентября — декабря 2009 г. наш оборот увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2008-ого на 34%.

PC Week: Старейшее направление вашей деятельности — изготовление (на базе решений “Кодекса”) баз данных, содержащих полнотекстовые и полноцветные “электронные подшивки” периодических изданий и обеспечивающих практически мгновенный поиск нужной информации. Как сказался на этом направлении деятельности лавинообразный рост количества корпоративных сайтов и совершенствование возможностей онлайновых поисковых систем?

А. Ц.: Это направление мы постепенно сворачиваем. Например, еще в 2007 г. мы отказались от производства и сбыта электронных книг на компакт-дисках. Что же касается периодических изданий, то опубликование в открытом доступе электронных архивов газет и журналов на сайтах редакций в Интернете делают эти проекты малорентабельными, поэтому теперь они носят скорее имиджевый характер: так, весной 2010 г. в связи с 15-летием PC Week/RE планируется выпустить DVD-диск с полным архивом вашего еженедельника за 15 лет.

PC Week: Одно время “Термика” занималась дистрибуцией программных продуктов. Данное направление деятельности тоже оказалось неперспективным?

А. Ц.: Нет, оно остается перспективным, но даже будучи дистрибьютором ряда продуктов, нам никогда не было интересно (а теперь, по итогам 16 лет, уверенно можно сказать, что и не очень выгодно) продавать стандартные решения. Поэтому мы всегда стремились быть дистрибьюторами, добавляющими в стоимость услуг свои разработки. Этот подход полностью себя оправдал как при распространении более 15 лет информационно-справочных систем “Кодекс” и “Техэксперт”, так и при дистрибуции более 10 лет систем электронного документооборота “Дело” и “Гран-Док”. Такой подход позволил нам, в частности, быстро и эффективно создать на платформе “Кодекс” собственные решения: проекты по обучению и аттестации персонала, предлагаемые под торговой маркой “Олимп:ОКС”, а также системы контроля за расходованием финансовых средств “ЭкспрессАудит”.

Хочу особо отметить проект для Республики Саха (Якутия) по контролю за расходованием бюджетных средств, заказчиком которого выступило Главное контрольное управление (ГКУ) при Президенте Республики Саха (Якутия). По оценкам заказчика, этот проект давно окупил средства, вложенные в 2005 г. в соответствующий лот программы “Электронная Якутия”***. Первые же проверки, проведенные с помощью данной системы (среди прочего, она содержит “Справочник типовых нарушений”), выявили и задокументировали нецелевое расходование средств на сумму, превышающую стоимость этой системы.

PC Week: Почему же этот успешный проект не взяли на вооружение ГКУ других субъектов РФ?

А. Ц.: Не знаю. Мы разослали соответствующие предложения всем руководителям субъектов РФ и Счетным палатам регионального уровня. Но какой-либо интерес к этому проекту проявили лишь пять из них. Известно, что процесс принятия решений в госструктурах сложен и не всегда понятен законопослушным поставщикам. Также не секрет, что зачастую предпочтение отдается не качеству товара, а его стоимости. Этот подход законодательно закреплен недавними постановлениями Правительства РФ, предписывающими федеральным и региональным органам делать упор не на конкурсы, в которых можно прописать различные требования к качеству товара или услуги, а на аукционы, где единственным критерием выбора является цена. Возможно, такой подход и оправдан, когда речь идет о приобретении канцтоваров или расходных материалов, но он, на мой взгляд, неприемлем при реализации крупных долговременных проектов.

PC Week: На смену “Электронной России” (в 2010 г. эта многоэтапная программа завершается) идет новая ФЦП. На ваш взгляд, насколько эта программа была эффективна и какие наиболее важные задачи должны быть решены в рамках новой ФЦП?

А. Ц.: По ряду причин (некоторые из них изложены в ответе на ваш предыдущий вопрос) мы никогда не подавали заявок на лоты ФЦП “Электронная Россия”, поэтому я воздержусь от каких-то суждений об эффективности этой программы. Могу высказать лишь одно мнение в целом. Я давно считаю, что государство должно идти не по пути создания “с нуля” уникальных дорогостоящих ИТ-решений, а эффективно использовать лучшие практики из уже разработанных и проверенных временем решений, адаптируя их под государственные задачи.

PC Week: Спасибо за беседу.

* Sharable Content Object Reference Model (SCORM) — международный стандарт, разработанный для систем дистанционного обучения и основанный на XML.

** Об этом проекте см. PC Week/RE, № 39/2003.

*** Об этом проекте см. PC Week/RE, № 4/2008

Версия для печати (без изображений)