Если по итогам I кв. текущего финансового года (Q1/FY2010, 1 апреля 2010 г. — 30 июня 2010 г.) мировой объем продаж Epson вырос, по сравнению с Q1/FY2009, на 12,1%, то в нашей стране за аналогичный период этот показатель увеличился примерно на 20%. Об этом во время празднования 20-летия московского офиса Epson (оно состоялось в августе в Суздале) нашему обозревателю Владимиру Митину сообщил глава московского представительства Epson Europe B.V. Кайзуоши Ямамото. Причину данного опережения темпов роста он видит в отложенном спросе на ИТ-оборудование, который накопился в России за время кризиса, а также в том, что компания работает на ряде интенсивно растущих рынков, например, на рынке проекционного оборудования. Г-н Ямамото и директор по маркетингу московского представительства Epson Europe B.V. Ольга Подколзина также сообщили много других интересных фактов из жизни компании.

PC Week: Судя по официальным отчетам, последствия финансового кризиса негативно сказались и на вашей компании. Так, по итогам минувшего финансового года (FY2009, 1 апреля 2009 г. — 31 марта 2010 г.) продажи Epson в Японии снизились по сравнению с FY2008 на 13%, в Европе — на 12,2%, в Азии/Океании — на 8,9%, а в Америке — на 5,7%. Что можно сказать о продажах в России?

Ольга Подколзина: За этот период они упали примерно на 30%. Разумеется, в каждой группе товаров падение продаж ощущалось по-разному. К примеру, в наименьшей степени кризис сказался на продажах наших проекторов. Я бы даже сказала, что их продажи в этот сложный для всех период не то что не упали, а даже выросли. Особенно в домашнем сегменте. Как в мире в целом, так и в России в частности. Это достаточно новый рынок и ещё далеко не насыщенный. Если корпоративные потребители уже давно не мыслят свою жизнь без презентационных проекторов, то на домашнем уровне далеко не все пока понимают преимущества проекторов, создающих экран до 300 дюймов и обеспечивающих невероятный эффект присутствия по сравнению с обычными телевизорами.

PC Week: Можно ли сказать, что на ИТ-рынке дно кризиса уже достигнуто?

Кайзуоши Ямамото: Я не могу говорить про всю ИТ-отрасль, но I квартал текущего финансового года сложился для нашей компании удачно. По его итогам мировой объем продаж Epson вырос по сравнению с Q1/FY2009 на 12,1%. Ещё более быстрый рост наблюдался в России. Здесь за аналогичный период объем продаж Epson увеличился примерно на 20%. Что среди прочего объясняется отложенным спросом на ИТ-оборудование, который накопился в России за время кризиса.

PC Week: Не планируете преобразовать чисто представительский (маркетинговый) московский офис Epson в торговый?

К. Я.: Да, сейчас на такого рода преобразования есть определенная мода. Но если все вдруг побежали направо, то это не значит, что мы тут же побежали туда, куда и все. Мы внимательно следим за изменениями на рынке и опытом других производителей и пока не видим острой бизнес-необходимости в смене текущей схемы работы через дистрибьюторов. В нашей компании все принято делать основательно и без суеты. Сейчас у нас хорошо отлаженная и проверенная годами схема работы через дистрибьюторов и дилеров. В СНГ у нас в настоящее время насчитывается 523 авторизованных партнера. Они отлично выполняют свою работу, и на данный момент мы не видим смысла менять существующую схему. В то же время мы внимательно изучаем опыт наших коллег в данной области и со временем, когда для этого созреют весомые экономические предпосылки, возможно, откроем торговое представительство.

PC Week: В нашу страну поставляется весь спектр оборудования Epson?

О. П.: Сейчас в Россию мы поставляем около 150 наименований оборудования, группируя его по назначению (дом, офис, учебное заведение, САПР и ГИС, фотостудии и рекламные агентства, банки, сфера торговли и обслуживания, медицинские учреждения) или категориям (оборудование общего назначения и специализированное). При этом к оборудованию общего назначения мы относим принтеры, МФУ, проекторы, сканеры, широкоформатные печатающие устройства (форматы от 17 до 64 дюймов). Что касается специализированного оборудования, то в настоящее время в России оно представлено печатными терминальными модулями, POS-терминалами, дисплеями покупателя и системами публикации CD/DVD.

К. Я.: Кроме оборудования для конечных потребителей Epson производит микросхемы, электронные устройства и прочие компоненты (например, контроллеры для устройств, использующих электронную бумагу), которые поставляет различным производителям. Продажами этой продукции российский офис не занимается. Но все же в мире наибольшая часть продаж Epson приходится на информационное оборудование для конечных пользователей. Например, по итогам Q1/FY2010 из общего объема продаж 239,2 млрд. йен на долю этого оборудования пришлось 170,1 млрд. йен, т. е. свыше 70%.

PC Week: Отличается ли структура продаж конечного оборудования Epson в мире от структуры продаж этого оборудования в России?

О. П.: Практически нет. Если говорить о печатающих устройствах, то как в мире, так и в России свыше двух третей от общего объема продаж такого рода устройств (в денежном выражении) приходится на струйные принтеры и МФУ (включая широкоформатное оборудование). Из оставшейся продукции примерно 18% — матричные и чековые принтеры и около 12% — лазерные устройства.

PC Week: По данным IDC, спрос на МФУ оказался не так высок, как ожидалось. Поэтому некоторые производители начали сворачивать производство многофункциональных устройств...

О. П.: Итоги нашей деятельности данную тенденцию не подтверждают. В последние два-три года у Epson в Европе и Америке примерно 70% продаж струйных печатающих устройств (в штучном выражении) приходилось на многофункциональные изделия и какого-либо значимого изменения этой доли мы не наблюдаем. Конечно, есть люди, которые приобретают отдельно принтеры (в основном для фотопечати) и отдельно сканеры. Но это главным образом профессионалы. Если же говорить о массовом рынке, то на нем спрос на МФУ очень велик.

PC Week: Какую часть своей прибыли Epson тратит на исследования и разработки новых продуктов?

К. Я.: До кризиса этот показатель составлял около 9%, в последнее время — до 7%.

PC Week: Каким исследованиям сейчас отдается приоритет?

К. Я.: Исследованиям в области проекторов и специализированных принтеров. Если же говорить о категориях устройств в разрезе их потенциальных пользователей, то наибольшее внимание Epson сейчас сконцентрировано на потребностях медицинских учреждений и учебных заведений. В Японии, да и во всем мире, оснащению этих организаций современным оборудованием сейчас уделяется огромное внимание. Кроме того, ведутся интенсивные работы по созданию устройств отображения информации, предназначенных для использования под открытым небом и выдерживающих экстремальные условия эксплуатации (жару, холод, дым, смог и т. д.). Разумеется, не оставляется без внимания и наш традиционный конек — струйные принтеры на основе технологии Micro Piezo*. Здесь усилия сосредоточены в основном на устройствах для коммерческого использования. Мы почти каждый год совершенствуем формулу чернил, предлагая пользователям и водорастворимые, и пигментные чернила, ориентированные в зависимости от типа устройства как на бизнес-печать, так и на фотопечать. Кроме того, у нас есть специальные чернила для вывода изображений на пластик и другие “небумажные” носители.

PC Week: Спасибо за беседу.

*Об основных этапах совершенствования технологии Micro Piezo рассказывалось в PC Week/RE, № 32/2008.

Версия для печати (без изображений)