Google в своей работе огромное значение придает поддержке ее начинаний со стороны программистского сообщества, и Россия занимает в приоритетах компании одну из ведущих позиций. Этот тезис не раз звучал в выступлениях на прошедшем в середине ноября в Москве Дне разработчика Google. Подробнее на данную тему приехавший на это мероприятие директор по продуктам для разработчиков Google Эрик Толоме рассказал обозревателю PC Week/RE Андрею Колесову.

PC Week: Наверное, сегодня не найти пользователя ИТ, даже из разряда начинающих, кто не знал бы компанию Google. Но на корпоративном ИТ-рынке Google занимает какое-то двойственное положение: уже несколько лет она тут присутствует со своими сервисами и технологиями, но в то же время до сих пор проходит скорее по разряду “подающего надежду новичка”. Что вы скажете по поводу такой оценки?

Эрик Толоме: В составе нашей компании уже несколько лет работает подразделение, работа которого ориентирована именно на корпоративный рынок, имея при этом в виду, что речь идет о предприятиях любого размера, от малых до самых крупных. У нас уже есть некоторый набор предложений для таких клиентов, но в первую очередь нужно отметить наш сервис “Службы Google” для поддержки офисной групповой работы. Сегодня его применяют в своей работе три миллиона компаний по всему миру, представляющих весь спектр пользователей подобных решений — как по размеру организации, так и по отраслевому признаку.

Еще одним важным направлением нашей работы является облачная платформа Google App Engine. Она предназначена для разработчиков, создающих приложения, причем преимущественно как раз корпоративного уровня. На нынешней конференции мы представили набор средств разработки облачных решений Google Web Toolkit. При создании прикладного ПО в этой среде программисты могут задействовать наши прикладные сервисы, в том числе Maps и Apps. В последней версии платформы появилась возможность мультиарендной архитектуры [multi-tenancy], что очень важно для создания масштабируемых SaaS-сервисов.

Оценивая наши успехи в деле освоения корпоративного рынка, нужно принимать во внимание, что предприятия придерживаются весьма консервативной политики, изменения тут происходят намного медленнее, чем в среде индивидуальных пользователей. Со стороны может показаться, что наша работа с компаниями не столь успешна, как с частными лицами. Действительно, результаты тут пока не столь значительны, но это объясняется лишь тем, что в корпоративной среде все процессы происходят намного медленнее.

Наша стратегия на корпоративном рынке базируется на применении облачных моделей вычислений, Google не собирается потеснить кого-то на поле традиционных программных продуктов. Мы считаем — и в такой оценке нас поддерживают многие эксперты, — что начало продвижения облаков в среду предприятий во многом было инициировано именно нашей деятельностью в этом направлении. Смещение же в сторону облаков будет проходить довольно медленно, мы находимся в начале пути, так что оценивать успехи — не только Google, но и других ИТ-поставщиков — еще рано. Но о том, что облака начинают завоевывать популярность, можно говорить вполне определенно. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования независимых аналитиков да и наш собственный опыт.

PC Week: Хотелось бы подробнее узнать о развитии проекта Google App Engine и в том числе о его продвижении в России.

Э. Т.: Не могу сказать, как трафик запросов к этой системе распределяется в географическом плане, но число её пользователей весьма значительно, к ней активно обращаются разработчики во всем мире, включая Россию. Сейчас ресурс Google App Engine насчитывает 5,5 млрд. посещений в неделю. Конечно, на собственно корпоративных пользователей приходится лишь часть трафика, но определенно можно утверждать, что эта доля растет. О явном интересе к нему свидетельствовали и заполненные аудитории на этой конференции, где звучали доклады по данной тематике.

PC Week: В мае нынешнего года было объявлено о начале сотрудничества Google и VMware в области облачных вычислений. Такая новость привлекла особое внимание наблюдателей, поскольку до того эти две компании считались принципиальными конкурентами. Что вы можете сказать о развитии данного партнерства?

Э. Т.: На самом деле поиск форм нашего сотрудничества начался примерно за год до этого, когда и мы и они поняли, что наши облачные предложения, в том числе инструменты разработки, не столько конкурируют между собой, сколько дополняют друг друга. Я считаю, что средства VMware ориентированы в основном на создание бэк-офисных корпоративных решений, а наши имеют преимущества в области фронт-офисных приложений с развитым пользовательским интерфейсом. Полгода назад мы достигли договоренностей о конкретных формах сотрудничества по интеграции наших сред и инструментов в единый комплекс. Первые результаты этой работы уже имеются.

Приведу такой пример. Многие корпоративные разработчики используют среду Sping компании VMware для создания бизнес-приложений. Но все же пользовательский интерфейс этой системы не очень сильный. А вот теперь с помощью нашего Google Web Toolkit программисты могут создать высококлассные Web-приложения с насыщенным интерфейсом с применением функции современных браузерных технологий, таких как AJAX и HTML. При этом достигается не только ускорение работы человека, но и возможность использовать в качестве клиентского места самый широкий спектр мобильных устройств. И для нас очень важно, чтобы потребитель — пользователь, разработчик, системный администратор — мог сам решать, нужно ли ему облако или другой вариант работы.

PC Week: В августе в СМИ прошла информация о том, что вы замораживаете свой проект Google Wave. Что можно сказать о его сегодняшнем статусе и о реальных перспективах?

Э. Т.: Напомню, что этот проект начался три года назад и его целью является создание системы поддержки коллективной работы групп (до нескольких десятков человек) в реальном времени. Мы считаем, что нам удалось реализовать эту идею, разработав очень интересную и перспективную модель взаимодействия людей и соответствующую технологию ее поддержки. Но число пользователей оказалось не столь значительным, как мы ожидали. Поэтому компания решила не вкладывать средства в продолжение проекта, переведя его в вариант Open Source и передав туда все наработки, с тем чтобы сообщество независимых разработчиков могло самостоятельно заниматься его развитием. Могу сказать, что мы и сами внутри компании используем уже созданные средства Google Wave при выполнении проектов.

PC Week: Давайте вернемся к другим вопросам, обсуждавшимся на сегодняшней конференции для разработчиков, в частности к браузеру Chrome. Как идет реализация этого проекта? Как вы оцениваете участие в нем российских разработчиков?

Э. Т.: В целом мы очень довольны уже имеющимися результатами и с большим оптимизмом смотрим на перспективы. Целью Chrome было показать на практике возможность применения новых технологий и продемонстрировать всему рынку, что наша компания способна создавать не только сервисы, но и отличные продукты. Честно говоря, мы и сами не ожидали, что браузер будет так широко использоваться, так что нам пришлось оперативно пересмотреть свои первоначальные планы в сторону более серьезного развития этого решения. По нашим оценкам, Chrome уже сейчас имеет не менее 70 млн. пользователей, для начальной фазы проекта это очень приличная цифра.

Более того, мы часто слышим комментарии аналитиков, что появление Chrome стало мощным катализатором развития рынка браузеров в целом, почти все ведущие разработчики такого ПО стали быстрее внедрять инновации. Ведь на самом деле технологическое ускорение рынка в целом для нас намного важнее, чем показатель нашей доли на нем. Все же браузер — это для нас не самоцель. Наша задача — расширение возможностей использования разного рода инновационных сервисов.

PC Week: Вы уже не первый раз посещаете нашу страну, и потому было бы интересно узнать ваше мнение о развитии бизнеса Google в России, в том числе в плане взаимоотношений с разработчиками ПО.

Э. Т.: Мы видим растущий интерес к нашим технологиям и возможностям их применения, в том числе для создания собственного бизнеса. Все это наглядно видно по числу участников наших конференций. Несколько лет назад на такие мероприятия собиралось 200—300 человек. Сейчас мы получили заявки от 4000 разработчиков, но по чисто организационным причинам смогли пригласить лишь полторы тысячи. Мне сказали, что программистских сборов в России в таком количестве до сих пор не было.

Уровень подготовки ваших программистов очень высок, что не удивительно, имея в виду традиционно сильное высшее образование по математике и различным вычислительным дисциплинам. Это служит фундаментом для восприятия новых идей и для самостоятельного создания инноваций. На таких мероприятиях, как нынешнее, приятно ощущать атмосферу энтузиазма, это помогает и нам самим увереннее двигаться вперед.

PC Week: Появится ли Google на российских мероприятиях, посвященных корпоративным ИТ, где собираются люди с более сосредоточенными лицами, в темных костюмах…?

Э. Т.: У меня недавно была деловая встреча с коллегами из IBM, на которой они мне сказали: “Если бы вы пришли в пиджаке, то мы не поверили бы, что вы из Google”.

Я уже сказал, что в Google есть подразделение, нацеленное на работу с корпоративным сектором, там работают люди, проникнутые духом Google и при этом отлично понимающие потребности и специфику бизнес-заказчиков. В целом наша компания готова сотрудничать как с фирмами-стартапами, так и с крупными заказчиками. Нам кажется, что сегодня одной из главных тенденций в корпоративных ИТ является процесс, называемый консьюмеризацией, — повышение роли пользователя в корпоративной ИТ-системе. Если двадцать лет назад ИТ расширяли свое присутствие на рынке за счет движения из офисов в дома людей, то сейчас мы наблюдаем обратный процесс. Это очень созвучно с нашей стратегией на рынке.

Мы уже давно и, мне кажется, довольно успешно работаем в корпоративной среде. В России наша активность в этом направлении пока не столь значительна, но она будет повышаться. Мы чаще будем появляться на “серьезных” ИТ-мероприятиях и уверены, что найдем там взаимопонимание и интерес к нашим технологиям. Замечу, что на этой конференции для разработчиков присутствует немало наших партнеров. Просто они не очень заметны, потому что не ходят в пиджаках. Но независимо от формы одежды число приверженцев современных технологий в среде корпоративных заказчиков будет расти, и нет сомнений, что мы найдем с ними общий язык.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)