В ноябре посетителям тематического раздела “ИТ-бизнес” сайта PC Week/RE был задан вопрос: “Что больше всего мешает разработке и продвижению отечественного тиражируемого ПО?”.

На него можно было дать несколько ответов. Вот как эти ответы распределились:

  1. конкуренция со стороны зарубежных разработчиков (43,6% респондентов);
  2. отсутствие высококвалифицированных менеджеров проектов (41%);
  3. плохая информированность потенциальных клиентов о возможностях отечественного тиражируемого ПО (41%);
  4. низкая платежеспособность потенциальных клиентов (35,9%);
  5. высокий уровень пиратства среди частных и корпоративных пользователей (25,6%);
  6. несовершенство российского законодательства (25,6%)
  7. отсутствие грамотных программистов (20,5%);
  8. другие причины (12,8%).

Итоги данного опроса мы попросили прокомментировать ведущих специалистов ряда российских компаний, разрабатывающих тиражируемое программное обеспечение. Их мнение мы и предлагаем вашему вниманию.

“Основные помехи разработке и продвижению отечественного тиражируемого ПО названы верно, — говорит директор компании PROMT Светлана Соколова. — Но с такой их расстановкой я бы не согласилась. — Прежде всего, страшный вред развитию ИТ-отрасли наносит пиратство. Ведь разработка — длительный и дорогостоящий процесс, и если мы не сможем его оплачивать, то не сможем идти дальше. Поддержка отечественных разработчиков ПО со стороны государства пока явно недостаточна. Конкуренция со стороны зарубежных разработчиков, разумеется, есть, но ее нельзя назвать очень жесткой. У нашей компании, например, серьезных конкурентов на российском рынке просто нет. Отечественные ИТ-специалисты и директора компаний знают об основных российских разработках и при сравнимом качестве не отдают предпочтения зарубежным. Времена, когда любой импортный товар считался наверняка лучше нашего, давно прошли, а техподдержка на русском языке и внутри страны — это существенный плюс. Напротив, высокое качество работы наших программистов известно во всем мире. Так что нет смысла жаловаться на недостаточную квалификацию программистов. Российские вузы, в частности, в Санкт-Петербурге, готовят замечательных специалистов. Коллектив нашей компании регулярно пополняется недавними выпускниками, и в целом мы ими довольны. Тем не менее, печальная реальность в нашей стране — ситуация, когда квалифицированные специалисты создают качественный товар, но из-за неграмотного менеджмента он или вообще не доходит до рынка, или попадает туда с неверным позиционированием или неадекватной ценой. Значение менеджмента часто недооценивают, а ведь ошибка на этой стадии может свести на нет самую интересную идею! Также нельзя сказать, что развитие отрасли тормозится из-за низкой платежеспособности населения. Другое дело, что ни граждане, ни компании не любят платить деньги, если есть обходные пути. И тут мы опять возвращаемся к проблеме пиратства”.

О проблемах с маркетингом готовых решений говорит и генеральный директор компании “ABBYY Россия” Григорий Липич: “На рынке есть много специалистов по маркетингу, но когда дело доходит до продвижения тиражируемого ПО, то не так-то и легко подыскать специалистов с реальным профессиональным опытом. Дело в том, что количество местных разработчиков тиражируемого ПО не превышает нескольких десятков, а это на порядок меньше, по сравнению с США или Европой. Также считаю, что грамотный проектный менеджмент — это область, в которой местным разработчикам есть куда расти”.

Что касается степени влияния помех, то Григорий Липич, как и директор компании PROMT, на первое место ставит пиратство. “Правда, эта проблема связана с недостаточной платежеспособностью потенциального заказчика, в особенности среди частных пользователей, — отмечает генеральный директор “ABBYY Россия”. — Если будет сильнее экономика, люди станут больше зарабатывать, следовательно, повысится платежеспособность и снизится пиратство. Что касается остальных строк рейтинга, то они мне кажутся не столь значимыми, как это видится участникам опроса”.

А вот как видит степень влияния различных препятствий на пути продвижения отечественного тиражируемого ПО директор по маркетингу компании ЭОС Елена Иванова: “На мой взгляд, основные проблемы сейчас состоят, в первую очередь, в отсутствии высокопрофессиональных менеджеров проектов, далее несовершенство российского законодательства, далее идет плохая информированность потенциальных клиентов о возможностях тиражируемого ПО. Что касается законодательства, то на рынке ECM-систем мы это чувствуем особенно остро. Я бы еще добавила тот фактор, который вообще не упомянут в данном обзоре, но, на мой взгляд, является весьма существенным — не во всех организациях есть грамотные руководители ИТ-департаментов. В ряде достаточно крупных компаний может и вообще отсутствовать ИТ-отдел как таковой, ввиду того, что руководство предприятий не понимает, для чего, собственно говоря, такой отдел нужен. В итоге нередки случаи, когда заказчик не знает, что он хочет и не может сформулировать хотя бы в общем, что ему нужно. Впрочем, ИТ-рынок, а особенно рынок ECM-систем, вообще молодой в России, соответственно и профессионалов на нем пока не так много”.

Вопрос о молодости российского ИТ-рынка, конечно, спорный. Ведь некоторые отечественные ИТ-компании не только перешагнули порог “совершеннолетия”, но даже отпраздновали или вот-вот отпразднуют двадцатую годовщину со дня своего рождения.

Но тезис о том, что многие потребители информационных технологий (как физические, так и юридические лица), не совсем четко понимают, какие именно ИТ-решения им нужны, является совершенно справедливым и не нуждается в доказательствах. Впрочем, данный тезис можно отнести не только к потребителям информационных технологий, но и к потребителям многих других технологий: правильного питания, здорового образа жизни и т. д. А вот донести эти технологии до каждого потенциального клиента — и есть главная задача отдела маркетинга.

Версия для печати