Ко второму десятилетию XXI в. мир оказался скованным льдом затяжного экономического спада, во время которого ИТ-компании пытаются удержаться на плаву, сталкиваясь с избыточным предложением и недостаточным спросом. А когда сугробы начали таять, продукты и технологии, ожившие в прошлом году, стали освобождаться от ледяной хватки рецессии и расцветать.

Возможно, главным сюрпризом года стала ОС Android. “Думаю, самым крупным событием 2010-го является взрывной рост доли Google Android на рынке смартфонов, — заявил Джон Паллатто, управляющий редактор отдела новостей eWeek по Западному побережью США. — Фактически взяв старт лишь в конце 2009 г., в третьем квартале 2010-го эта ОС захватила 19% рынка”.

Android, мобильная операционная система корпорации Google, отдаленными предками которой являются Linux и Java, тесно связана и с облаками. Многие базовые приложения Google — облачные, соответственно они требуют высокоскоростного подключения к серверам Google.

Резкий рост популярности этой ОС стал частью более широкого процесса консьюмеризации ИТ. Помимо вездесущих устройств с Android есть еще iPad, iPhone и другие персональные устройства, создающие проблемы для ИТ-подразделений, которым необходимо поддерживать такие устройства и одновременно обеспечивать безопасность предприятий.

“Корпорация Gartner утверждает, что в уходящем году рынок смартфонов вырос на 96%, — говорит Мишель Майстро, старший журналист eWeek (помимо прочего она специализируется на беспроводной связи). — Цены снижаются, а это заставляет операторов сотовой связи переходить на сети 4G”.

Майстро согласна, что распространение Android стало очень заметным событием нынешнего года: “Эта ОС переплюнула и iPhone, и RIM. Она захватила 25—26% рынка. Год назад никто не мог такого предвидеть. Интересно, почему это произошло так быстро, тем более в неблагоприятных экономических условиях”.

Отметив рост продаж беспроводных устройств — как смартфонов, так и планшетов, — Майстро тем не менее сказала: “Все равняются на Apple, однако я отношусь к этому скептически. Не уверена, что потребность в планшетах так уж велика. Я не знаю, как люди в действительности используют эти устройства”.

Переход на облачную технологию

Но не только в области потребительской электроники происходили события в 2010 г. “С моей точки зрения, очень важен продолжающийся переход к облачным вычислениям, — считает главный редактор лаборатории eWeek Labs Джейсон Брукс. — Складывается впечатление, что к этому стремится практически каждый крупный производитель. Припоминаю, с каким энтузиазмом занялась облаками Microsoft, сделав на них крупную ставку и в серверных, и в настольных продуктах”.

“Такой продукт, как Small Business Server, можно установить на своей площадке, — продолжает Брукс, — но теперь имеется и облачная версия, доступ к которой предоставляет Microsoft. Многие высказывают сомнения в обоснованности шума, поднятого вокруг облаков. Но Microsoft заявляет, что она уже целиком в облаке”.

“Народ стал лучше понимать, что такое облака, — вторит ему Крис Преймсбергер, старший журналист eWeek, занимающийся облачными вычислениями. — Для этого потребовалось несколько лет, но теперь люди перешли к их практическому использованию”.

С этим согласен и Бен Грубин, директор корпорации Novell по управлению ЦОДами: “Думаю, то, что мы наблюдаем, представляет собой тектонический сдвиг. Облако перестало быть лишь объектом разговоров и превратилось в механизм ИТ”.

Из-за нерешенности вопросов безопасности и управления в публичных облаках центр тяжести сейчас сместился к частным облакам, утверждает Преймсбергер: “Думаю, все крупные поставщики систем делают ставку именно на них. Частные облака фактически представляют собой ЦОД с брандмауэром несколько иного типа. Если вам необходимы внешние сервисы, вы можете добавлять их”.

Рост такой популярности означает, что теперь имеются серверы частных облаков для компаний любого размера, отметил Преймсбергер. А Грубин из Novell добавил, что для малых компаний это, вероятно, будет сопряжено с переходом на Microsoft Hyper-V, поскольку условия лицензирования этого продукта весьма привлекательны. “В июне рыночная доля Microsoft увеличилась до 24%”, — сообщил он.

Ещё Преймсбергер сказал, что значение облачных вычислений в значительной мере связано с поглощением Sun Microsystems корпорацией Oracle. “Сейчас Oracle стала четвертым крупным производителем систем наряду с IBM, HP и Cisco, — считает он. — Так что когда речь заходит об облаках, к перечисляемым корпорациям следует добавлять Oracle и Sun”.

Хотя облачные вычисления и хранение в облаках играют большую роль в работе ИТ-подразделений, они важны и для малых компаний в целом, а в некоторых случаях помогают стереть границу между продуктами потребительского класса и профессиональными ИТ.

К сфере профессиональных ИТ, по мнению Джейсона Брукса, в основном относятся как раз облачные вычисления. Однако они затрагивают и новые потребительские устройства, которые находят применение на предприятиях. Он упомянул об очередном шаге Microsoft к облачным вычислениям. Данная инициатива предусматривает поддержку браузеров Firefox и Safari в дополнение к Internet Explorer и свидетельствует о важной роли потребительских платформ, таких как Apple iOS, в стимулировании более широкого подхода со стороны Microsoft.

“Microsoft пыталась управлять клиентскими системами. Но что происходит, если ваши покупатели выбирают нечто иное? — спрашивает Брукс. — Теперь, когда появились сильные альтернативные клиентские системы, производителям важно сохранять гибкость при их выборе. Apple сумела предвосхитить будущее”.

Порождение новых рисков

Клиентские платформы iPhone и iPad — это частный случай продвижения потребительской электроники на предприятия. В результате перед бизнесом откроются новые возможности, но одновременно появятся и дополнительные риски.

“С точки зрения безопасности это смотрится не очень хорошо, — считает Амит Клейн, главный технолог компании Trusteer. — Вы утрачиваете контроль над вредоносными программами. При таком сценарии значение угроз возрастает”. Он отметил, что потребительские устройства, такие как карты памяти с USB-интерфейсом, сыграли главную роль в распространении Zeus и Stuxnet.

Но даже с учетом всех рисков стремление использовать потребительские устройства, позволяющие решать те задачи, которые без них будут невыполнимы, остается очень сильным. “Мы раздаем iPad всем своим продавцам на территории США, — сказал Линкольн Кеннон, директор компании Merit Medical Systems по интернет-системам. — А сейчас наши сотрудники разрабатывают оригинальные приложения, которые будут работать с iPad даже без подключения к Интернету”.

Кеннон считает, что его компании, в силу особенностей её работы, имеет смысл связывать iPad с облаком, и рассчитывает, что это положительно отразится на итоговых показателях. “Мы опросили своих торговых представителей по поводу облачных приложений, — сказал он, — а теперь поинтересуемся их мнением относительно использования iPad. В результате мы сможем составить представление о том, какой эффект дают эти новые инструменты”.

Лори Виздо, вице-президент компании Knoa Software по маркетингу, считает, что расширяющееся применение потребительских продуктов не должно никого удивлять. “Мы полагаем, что продукты потребительского класса проникают в корпоративную среду, потому что они более совершенны, — сказала она. — Люди используют эти инструменты, так как хотят лучше выполнять свою работу”.

По мнению Виздо, цель большинства людей состоит в том, чтобы как можно быстрее решить стоящие перед ними задачи с помощью любых подручных средств. Она считает, что благодаря быстрому внедрению инноваций инструменты, предназначенные для потребительского рынка, зачастую лучше всех прочих. “Своим происхождением инновации всегда обязаны конкретным людям”, — подчеркнула она.

В конечном итоге, считает Виздо, в этом году путь к инновациям и росту открывается благодаря стиранию грани между потребительскими и профессиональными ИТ-продуктами, а также между централизованными и облачными операциями.

Версия для печати (без изображений)