Компания Parallels имеет ряд особенностей, обуславливающих ее уникальность на ИТ-рынке. Во-первых, она является одним из родоначальников современного рынка виртуализации и, что еще важнее, продолжает оставаться одним из ведущих игроков виртуализационно-облачного направления наряду с мировыми ИТ-лидерами, опираясь на собственные оригинальные технологии. Во-вторых, история создания Parallels — интересный пример интеграции нашей страны в мировое ИТ-пространство: как известно, компания имеет двойной российско-американский статус, являясь поставщиком мирового уровня с устойчивыми российскими корнями. Это проявилось и в недавнем выборе нового президента компании*: в сентябре 2010-го этот пост занял Биргер Стен, известный ИТ-менеджер с международным и российским опытом, с 2004 по 2008 гг. занимавший пост генерального директора Microsoft в России. О перспективах развития технологий и компании с новым Президентом Parallels побеседовал обозреватель PC Week Андрей Колесов.

PC Week: Как прошел для вас период после отъезда из Москвы и до вступления в должность президента Parallels?

Биргер Стен: Летом 2009 г. я переехал из Москвы в корпоративный кампус Microsoft в Редмонде (США), где вступил в должность вице-президента компании по работе по всему миру с компаниями-партнерами категории малого и среднего бизнеса (СМБ), к которым относятся предприятия численностью до 500 человек. Это интересный сегмент бизнеса Microsoft, который, кстати, очень успешно развивался и в России в последние годы. Здесь продажи идут через двухзвенный канал, дистрибьюторов и реселлеров. Надо сказать, что в целом Microsoft старается перевести поставки своих продуктов в некоторый облачно-онлайновый вариант, но как раз в случае СМБ не очень понятно, как это нужно делать. Тут трудно что-то точно смоделировать заранее, во многом поиск новых форм ведется методом проб и ошибок. А с другой стороны, легко себе представить ответственность задачи, если вспомнить, что у корпорации ежемесячно более 100 тыс. реселлеров продают лицензии различного ПО Microsoft.

Должен сказать, что Microsoft очень хорошо понимает потребности заказчиков и имеет четкую стратегию развития всей своей программной системы в направлении облачных моделей. Мне кажется, что пример Office 365 это полностью подтверждает. И клиенты в целом готовы воспринимать подобные инновации. А вот партнерский канал, мне кажется, в этом процессе движения в сторону облаков несколько отстает, не успевает адаптироваться к новым условиям.

В целом работа в Редмонде была для меня очень интересной и полезной. Я получил опыт работы хотя и в специализированном направлении, но в глобальном масштабе всей корпорации. Второй важный момент: я смог посмотреть на российскую ИТ-отрасль со стороны и еще раз убедиться в ее большом потенциале. Это сыграло важную роль при принятии решения о переходе в Parallels.

PC Week: Как же вы пришли в Parallels?

Б. С.: Я хорошо знал компанию давно. Мы ближе познакомились с главой Parallels Сергеем Белоусовым в начале 2007 г., когда проводили в Редмонде день российских разработчиков ПО и уже тогда обсуждали в самых общих чертах возможности ведения бизнеса в новых технологических условиях с использованием Интернета (в то время еще даже термина Cloud не было). Задачи, которыми я занимался в штаб-квартире Microsoft, также довольно созвучны с проблемами, стоящими перед Parallels, которой нужно выстраивать партнерскую систему. Раньше компания работала в основном напрямую с хостинг-провайдерами, причем преимущественно из сферы Web-хостинга. Теперь же спектр канала и состав поставляемых им услуг существенно расширяется.

PC Week: Как вы позиционируете положение Parallels в современном виртуализационно-облачном ИТ-мире?

Б. С.: До недавнего времени Parallels была известна в России своими технологиями виртуализации. Но представление о компании исключительно как о разработчике средств виртуализации было изначально неверным. Parallels фактически с самого начала своей деятельности делала акцент на комплексное решение задачи создания эффективного сервис-провайдинга в интересах малого и среднего бизнеса. А уже выполнение этой задачи подразумевает использование средств виртуализации серверов, гибкого управления виртуализированными дата-центрами и автоматизации управления услугами для заказчиков. Нетрудно заметить, что эти три компонента — виртуализация, управление ИТ-инфраструктурой и управление услугами (заказ, поддержка, биллинг) — ключевые элементы облачных вычислений.

Я говорю это к тому, что Parallels фактически уже очень давно занимается всем комплексом вопросов облаков для малого бизнеса, но только раньше все фокусировалось на Web-хостинге. Теперь же задача заключается в том, чтобы этот опыт трансформировать на более широкий спектр облачных задач. При этом я хочу подчеркнуть, что конкурентное преимущество Parallels заключает как раз в том, что в отличие от других облачных игроков компания имеет полный набор средств, в том числе пакет Parallels Automation для провайдеров, и реальный опыт в данной сфере.

Но конкурентные возможности еще нужно реализовать, и тут нам предстоит весьма серьезная работа, которая, впрочем, уже начата. Речь идет о том, чтобы помочь хостерам трансформировать и расширить свое поле деятельности и привлечь к сотрудничеству новые категории партнеров.

Кто-то из таких компаний будет предлагать хостинг инфраструктуры, кто-то заниматься перепродажей приложений вендоров в режиме SaaS. Но обратите внимание, что во втором случае речь идет не о традиционных реселлерах, а о продавцах нового типа, которые выполняют не разовые продажи, а работают в постоянном и долгосрочном взаимодействии с клиентами в режиме аренды. Это более сложный бизнес, которому как раз и должны помочь наши решения автоматизации и виртуализации.

PC Week: Но все же базовой технологией для реализации облаков является виртуализация, и наблюдается серьезная конкуренция, в том числе на уровне стандартов виртуальных машин. Что предлагает Parallels в этой сфере?

Б. С.: Компания еще несколько лет назад, кажется первой на ИТ-рынке, стала предлагать вариант распространения приложений в виртуальном формате APS (Application Package Standard). С его помощью независимые разработчики “упаковывают” свои приложения для дистрибуции через хостеров и сервис-провайдеров, а те, в свою очередь, получают дополнительные услуги для продажи своим абонентам. Сегодня в нашем каталоге имеется очень большое число APS-совместимых приложений, в том числе корпорации Microsoft.

PC Week: Какие еще кроме хостеров компании являются вашими потенциальными партнерами?

Б. С.: Очень успешно развивается сотрудничество с телекоммуникационной отраслью. Кроме того, очень важной категорией являются сегодняшние дистрибьюторы и крупные реселлеры ПО. Если опять вернуться к конкурентной ситуации, то сегодня почти все основные игроки облачного рынка ориентируются на крупных корпоративных заказчиков. Малый и средний бизнес находится вне поля их зрения, в том числе и потому, что работа на массовом рынке требует наличия средств автоматизации управления услугами. А Parallels давно имеет необходимые решения и может эффективно помогать провайдерам работать в сегменте СМБ.

Вот смотрите: у той же Microsoft есть онлайновый набор бизнес-решений BPOS, а в следующем году ему на смену придет Office 365. Эти сервисы могут продавать и независимые облачные поставщики. Причем это могут делать как реселлеры, которые будут предлагать потребителям сервисы самой Microsoft, так и хостеры, которые развернут данные решения на своих площадках. Но в любом случае им понадобятся средства управления услугами и ИТ-процессами. И они у нас уже имеются на базе Parallels Automation, в том числе в варианте для BPOS и Office 365. С помощью наших готовых инструментов облачные поставщики смогут развернуть и начать продавать соответствующие услуги в течение двух-трех месяцев.

PC Week: Parallels, тогда еще под названием SWsoft, сделала первую попытку расширения своего присутствия на рынке еще в 2003—2005 гг., намереваясь выйти за рамки Web-хостига и занять определенную долю на рынке корпоративных клиентов. Но, кажется, освоение корпоративного сегмента давалось компании довольно тяжело. Каковы ваши планы сейчас в отношении конечных пользователей?

Б. С.: Да, широкого выхода на корпоративный сегмент у Parallels тогда не получилось, хотя определенные успехи, конечно, были. Но надо сказать, что продвижение виртуализации в этот круг клиентов был весьма непростым и для VMware, и для Microsoft. Ведь поначалу виртуализация применялась предприятиями для решения каких-то частных задач, например для разработки и тестирования ПО. А средства Parallels ориентировались на продуктивное использование, работу с реальными бизнес-приложениями, причем на достаточно большом числе виртуальных машин. Второй момент заключался в том, что технология контейнеров Parallels Virtuozzo Containers ориентирована на высокопроизводительную работу в однородных операционных средах, а в корпоративном секторе наблюдается сильная гетерогенность ОС, тут гипервизоры лучше подходят.

Понимаете, Parallels Virtuozzo Containers была изначально ориентирована на применение в полностью или в значительной степени виртуализированных дата-центрах. А таких ЦОДов в корпоративном секторе почти не было. Такую инфраструктуру под названием “частные” или “внутренние облака” предприятия только сейчас начинают формировать. При этом нужно отметить, что есть вертикальные направления, где нужны высокопроизводительные вычисления, и здесь Parallels Virtuozzo Containers — наиболее оптимальный вариант. Это и разнообразные задачи математического моделирования, и обработка изображений, и создание мультипликации, и многое другое. Это все специализированные, узкие, но довольно глубокие клиентские сегменты.

PC Week: Но ведь кроме контейнеров в арсенале Parallels еще пару лет назад появились и гипервизоры, в том числе и способный работать на “голом железе”. Как идет их продвижение?

Б. С.: Придвижение нашего гипервизора находится, наверное, еще в начальной фазе. В этом сегменте уже сложилась высокая конкуренция, но мы рассчитываем на рыночный успех нашего комбинированного решения Parallels Server Bare Metal, которое включает технологии и контейнеров, и гипервизоров. Оно уже пользуется успехом у хостеров, которые благодаря ему могут обеспечивать эффективность использования вычислительных ресурсов и гибкость применения для различных ОС и приложений.

PC Week: Parallels при слиянии с SWsoft принесла не только название объединенной компании, но и продукты виртуализации клиентских компьютеров. Как развивается это направление бизнеса?

Б. С.: Очень хорошо, на него приходится около 40% бизнеса Parallels. Тут основной наш продукт Parallels Desktop для Mac — это решение, которое позволяет одновременно работать с Windows-приложениями на компьютерах Mac. Популярность этих систем растет, в том числе и в России. Еще недавно считалось, что ими пользуются только фанаты Apple, но сейчас их все чаще можно увидеть и у обычных пользователей. Более того, видно заметное проникновение Mac в корпоративную среду, и тут наш Parallels Desktop просто незаменим. Ведь в компаниях применяют много разных Windows-приложений, и надо обеспечить их работоспособность и на компьютерах Apple. Это нужно и в домашнем применении, поскольку во многих семьях сейчас имеется уже не один компьютер, причем разных архитектур.

Должен сказать, что рынок Mac'ов растет, но продажи наших виртуализационных продуктов для них увеличиваются еще быстрее. Наше решение для Apple является самым популярным в мире ПО, созданным третьей стороной, да еще и в России.

PC Week: В заключении я хотел бы вернуться к началу нашей беседы и спросить: как вы, опираясь на свой опыт работы в разных компаниях и странах, оцениваете перспективы российского ИТ-рынка в целом?

Б. С.: Я никогда не сомневался в потенциале России . Хотя нужно сказать, что пока местный ИТ-рынок еще находится в не очень зрелой стадии: это подтвердил кризис, в ходе которого “проседание” отрасли было весьма значительным. Но я уверен, что свою роль в его подъеме должны сыграть усилия российского правительства по поддержке инновационных форм бизнеса. Повышение спроса, а значит, и предложения на ИТ-рынке, может быть обеспечено за счет расширения доступа в Интернет и повышения пропускной способности каналов связи. Я знаю, что ведущие телеком-компании ведут активные работы в этом направлении, и считаю, что реальные результаты будет видно уже скоро.

PC Week: Спасибо за беседу.

*До этого назначения руководство Parallels было полностью сосредоточено в руках ее основателя и неизменного главы Сергея Белоусова.

Версия для печати (без изображений)