Ни в коем случае не претендую на лавры аналитика или прорицателя, но признаемся себе: так хочется приоткрыть завесу завтрашнего дня! Всегда испытывал какой-то душевный, что ли, трепет от brandename этой фирмы, да ещё этот её логотип с фиолетовыми буквочками… Словом, всякие новости из её стана вызывали у меня повышенный интерес, поэтому так хочется знать: что же ожидает эту без преувеличения (эй! кто-то ещё пользуется интернет-поиском Yahoo?) легендарную компанию?

Увольнение по-быстрому

Во вторник, 6 сентября, в официальном пресс-релизе компании сообщалось об увольнении генерального директора Yahoo Кэрол Бартц. Упоминалось также о проведении реорганизации и о поисках нового CEO. Временно, пока продолжается поиск, эти обязанности будет исполнять Тим Морс. Подробности же увольнения мировое сообщество узнало из прощального электронного письма Кэрол Бартц сотрудникам компании: “У меня грустная новость о том, что только что я была уволена по телефону (как вам это? Главу одной из крупнейших компаний мира увольняют телефонным звонком!) председателем совета директоров. Спасибо за честь работать с вами, удачи на будущее!”.

“Хей-хо, Ведьма мертва!”

Так позволил себе выразиться по поводу увольнения Кэрол Бартц бывший вице-президент Yahoo Брэд Гарлингаус. Он не одинок среди бывших, да и теперешних сотрудников, так резко негативно относящихся к ней. Исследовательское агентство Glassdoor определило максимальный уровень поддержки Бартц среди сотрудников компании на уровне 33%, и это было в III квартале 2011 г. Для сравнения: уровень поддержки CEO Apple Стива Джобса составлял 97%. Примерно на том же уровне находится рейтинг доверия у нового CEO Google Ларри Пейджа и у основателя социальной сети Facebook Марка Цукерберга. У исполнительного директора Microsoft Стива Балмера этот показатель — 45%. В том, что Кэрол Бартц недолюбливают, нет ничего удивительного, так как её задачей в компании было провести масштабную реорганизацию, подразумевавшую сокращение персонала на 5%, значительное сокращение зарплаты персонала и замораживание выплат бонусов топ-менеджменту.

Воистину 63-летняя Кэрол Бартц — человек-легенда в Кремниевой долине. Мать троих детей, огромный опыт управления крупнейшими технологическими компаниями и, может быть, самый главный ее триумф — победа над раком груди. Карьера её начиналась в 1976 г. С того времени она успела поработать в 3М, DEC, Sun Microsystems (9 лет) и Autodesk (14 лет). Последнюю, как отмечает журнал Forbes, Бартц превратила из “бессмысленного разработчика программного обеспечения в лидера по проектированию готовых проектов для архитекторов и строителей”. Но вот за три года в Yahoo у нее так и не сложилось… Имея бескомпромиссный характер (Кэрол с легкостью послала в дальние края одного из акционеров Yahoo в ответ на рекомендацию пойти на пенсию), эта женщина заслужила прозвище “железная леди”. В прошлом году компанию из-за конфликта с ней покинул ряд топ-менеджеров, в том числе Хиллари Шнайдер, ответственная за бизнес-партнёрство Yahoo и рекламу в США и других странах Северной и Южной Америки; Давид Ко, который возглавлял работу над развитием медиа-активов компании и договорами в области мобильных устройств; Джимми Питало, управлявший подразделением по выпуску новостей общей, спортивной и финансовой тематики на сайте компании.

“Казнить нельзя уволить”

На посту CEO Кэрол заменила одного из основателей Yahoo — Джерри Янга. Вообще последнее десятилетие Yahoo напоминает времена брежневского застоя. В 2001 г. на пост CEO вступил Терри Сэмэл, сделавший имя конгломерату Warner, но не сумевший претворить свой проект по преобразованию Yahoo в чисто медийную компанию. Следующим был вышеупомянутый Джерри Янг, который, будучи инженером, а не управленцем, провалил попытку поглощения Yahoo корпорацией Microsoft за 44,6 млрд. дол. И хотя в 2008 г. предложенная софт-гигантом сумма на 60% превышала реальную рыночную стоимость компании, Янгу и совету директоров этого показалось мало, что и привело к срыву сделки. Три года, проведённые Кэрол Бартц на посту CEO Yahoo, по мнению совета директоров и инвесторов, привели к дальнейшему снижению числа пользователей, а также к падению рекламных доходов на фоне бурного роста конкурентов — интернет-гиганта Google и социальной сети Facebook, рассказал Bloomberg аналитик из компании Evercore Partners Кен Сена. По оценке маркетинговой компании eMarketer, доля Yahoo на рынке интернет-рекламы США в текущем году упадёт до 9,7% (с 16% в 2009-м), в то время как доля Google вырастет до 45%, а Facebook — до 7,8%.

Кроме всего этого эксперты критикуют заключенное ею в августе прошлого года соглашение с Microsoft о переходе Yahoo на посковую машину Bing. Несмотря на рост чистой прибыли во втором квартале 2011-го на 11% — до 237 млн. долл. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, выручка компании за нынешние апрель — июнь снизилась на 23% — до 1,23 млрд. долл.

Что завтра нам готовит...

Но пока Yahoo есть что терять. Здесь работает больше 13 тыс. человек, компания входит в тройку самых посещаемых ресурсов планеты, имеет известнейшую почтовую службу, второй по посещаемости в мире поисковый движок (или это уже Bing? Пускай остаётся, как написал, мне так больше нравится:)), фотосервис Flickr, 10 млрд. рекламных показов ежесуточно и ещё много чего. Так в чём проблема, сам собой напрашивается вопрос, ведь Google тоже занимается всем и сразу? Да в том то и дело, что со своим приходом Ларри Пейдж перестал распылять ресурсы компании и сосредоточился на том, что у Yahoo получается лучше всего: поисковый бизнес, контекстная и банерная реклама. Опять же у Google было несколько провальных попыток создать в пику Facebook свою социальную сеть, но они не сдавались и родили вполне успешную (хотя пока это не факт, потому что она принимает только по инвайтах) социальную сеть Google+. Так вот, создать ещё одну социальную сеть Yahoo не по силам, а учитывая, что в будущем все рекламные профиты будут именно там, а также то, что её то увольнение выглядело неожиданным только для самой Кэрол, но никак не для совета директоров (такие решения не принимаются внезапно), напрашивается вывод, что с Yahoo будут что-то делать. Продадут по частям?

Версия для печати (без изображений)