Предлагаем вашему вниманию итоги опроса, проведенного среди читателей еженедельника PC Week/RE в сентябре этого года. Тема данного опроса совпадает с темой опроса, который мы проводили полтора года назад, что позволяет нам сравнить результаты, оценив, в какую сторону изменились покупательские предпочтения предприятий и учреждений, закупающих ИТ-оборудование. Отметим, что повторение опроса “Где вы закупаете ИТ-оборудование” в известной степени было инициировано круглым столом, на котором обсуждались тенденции и перспективы различных каналов продаж ИТ-оборудования.

Некоторое представление о структуре участников наших опросов дает табл. 1, из которой видно, что большинство наших респондентов работает в компаниях, насчитывающих от 26 до 500 автоматизированных рабочих мест.

Итоги по товарным группам

Бытует мнение, что отечественные сборщики ПК все чаще уступают “поле боя” зарубежным брендам. В связи с этим представляет интерес распределение ответов на вопрос “Где вы обычно закупаете настольные компьютеры для нужд своей организации?” (табл. 2). Здесь налицо следующая тенденция: популярность корпоративных реселлеров хотя и несколько упала, но по прежнему высока и превосходит популярность других каналов продаж. Несколько увеличилась популярность специализированных компьютерных розничных магазинов и магазинов крупных сетей, торгующих электронной техникой. Популярность местных сборщиков увеличилась более чем вдвое. А вот популярность интернет-магазинов увеличилась почти в 15 раз! Впрочем, эти результаты следует воспринимать с некоторой осторожностью: если в прошлом году мы требовали однозначные ответы на наши вопросы, то в этом году данное ограничение было снято.

Что касается ноутбуков, где бал правит импорт, то здесь, согласно табл. 3, пальма первенства переместилась от корпоративных реселлеров к специализированным компьютерным розничным магазинам. На второе место по популярности вышли интернет-магазины, увеличив свою долю почти в пять раз. А вот магазины крупных сетей, торгующих электронной техникой несколько сдали свои позиции. Хотя и незначительно.

Из сравнения итогов наших опросов следует (табл. 4), что принтеры и МФУ наши респонденты теперь стали преимущественно приобретать не у корпоративных реселлеров, а в специализированных компьютерных розничных магазинах. На третье по популярности место здесь вышли интернет-магазины, увеличив свою долю голосов более чем в семь раз. Тревожный сигнал для корпоративных реселлеров. Видимо, недаром поставщики принтеров и МФУ призывают их переходить от поставок “железа” к предоставлению услуг.

Излюбленные места закупки мониторов (табл. 5) претерпели почти те же изменения, что и излюбленные места закупки ноутбуков (табл. 3). И здесь пальма первенства переместилась от корпоративных реселлеров к специализированным компьютерным розничным магазинам. На третье место по популярности вышли интернет-магазины, увеличив свою долю голосов более чем в шесть раз. Примерно в полтора раз увеличилась доля магазинов крупных сетей, торгующих электронной техникой.

Что же касается серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных, то здесь расстановка каналов продаж по степени популярности за полтора года не изменилась. Но и здесь доля голосов у корпоративных реселлеров несколько упала, а у специализированных компьютерных розничных магазинов несколько увеличилась.

В то же время доля голосов, отданных в пользу интернет-магазинов, увеличилась почти в четыре раза. И почти в семь раз больше голосов в этой товарной группе собрали магазины крупных сетей, торгующих электронной техникой, что нас сильно удивило.

Как и в прошлом году, у наших респондентов специализированные компьютерные розничные магазины оказались самым популярным местом приобретения компьютерных аксессуаров и расходных материалов (табл. 7). Их популярность даже немного выросла. Но популярность корпоративных реселлеров упала и здесь. А вот популярность интернет-магазинов увеличилась в примерно в семь раз. Кроме того, в два с лишним раза выросла популярность крупных сетей, торгующих электронной техникой.

Общие итоги

  1. Резко выросла популярность интернет-магазинов. Если раньше она укладывалась в диапазон от 1,6% (при закупках серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных) до 7% (в случае приобретения ноутбуков), то теперь она простирается от 16,3% (при закупках серверов, сетевого оборудования и систем хранения данных) до 41,86% (в случае приобретения компьютерных аксессуаров и расходных материалов)
  2. Если в прошлом году степень популярности крупных сетей, торгующих электронной техникой, так и не перешагнула 7%-ный рубеж, то в этом году её “порог” стал вдвое выше (14% при приобретении компьютерных аксессуаров и расходных материалов).
  3. Корпоративные реселлеры повсеместно сдали свои позиции. При этом наименьший спад (на четыре процентных пункта) произошел в товарной группе “серверы, сетевое оборудование и системы хранения данных”, а наибольший (свыше 17 процентных пункта) в товарной группе “ноутбуки”
  4. А вот популярность интернет-магазинов повсеместно увеличилась. Повышение их популярности произошло во всех рассмотренных нами товарных группах: “серверы, сетевое оборудование и системы хранения данных” (на 11 п. п.), “принтеры и МФУ” (+24 п.п.), “мониторы” (+26 п.п.), “ноутбуки” (+28 п.п.), настольные ПК (+29 п.п.), “компьютерные аксессуары и расходные материалы” (+36 процентных пунктов).

В увеличении популярности интернет-магазинов нет ничего удивительного. Такова как мировая, так и общеевропейская тенденция. Удивляет тут разве что стремительность роста этой популярности. В то же время не секрет, что в интернет-магазинах, которые открыты “буквально вчера” и не являются подразделениями известных традиционных торговых точек, вероятность нарваться на недобросовестных продавцов достаточно высока. Поэтому в опрос нынешнего года мы включили такой вопрос: “Обращаете ли вы внимание на авторизации продавцов?”.

Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

  • “Мы приобретаем ИТ-оборудование только у продавцов, авторизованных компанией-производителем” (12% голосов);
  • “Мы стремимся приобретать ИТ-оборудование у продавцов, авторизованных компанией-производителем, но у них не всегда есть то, что нам нужно” (62%);
  • “Мы не обращаем внимание на то, какими сертификатами обладает продавец ИТ-оборудования” (26%).

Последней категории покупателей мы советуем быть осторожнее. Особенно в том случае, если вы собираетесь приобрести нечто дорогостоящее.

Не исключено, что на итоги данного опроса в немалой степени повлиял “классовый состав” наших респондентов (табл. 8), среди которых подавляющее большинство составляют сотрудники коммерческих предприятий. Примерно через год мы предполагаем провести такого рода опрос снова. Тогда у нас будет ещё большая ясность относительно того, как выглядит динамика покупательских предпочтений заказчиков.

Таблица 1. “Сколько автоматизированных рабочих мест насчитывает ваше предприятие?”
Март 2010 г., Сентябрь 2011 г.
Менее пяти 2,7% 4,6%
От 6 до 25 12,5% 7,0%
От 26 до 50 16,3% 21,0%
От 51 до 100 18% 21,0%
От 101 до 500 30% 35,0%
Свыше 500 20,5% 9,3%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 2. “Где вы обычно закупаете настольные компьютеры для нужд своей организации?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
У корпоративных реселлеров 45,4% 37,2%
В специализированных компьютерных розничных магазинах 28,6% 35,0%
У местных сборщиков 11,8% 23,3%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 5,8% 7,0%
В интернет-магазинах 2,6% 32,6%
В иных местах 5,8% 9,3%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 3. “Где вы обычно закупаете ноутбуки для нужд своей организации?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
У корпоративных реселлеров 45,0% 27,9%
В специализированных компьютерных розничных магазинах 36,4% 49,0%
В интернет-магазинах 7,0% 35,0%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 5,8% 4,6%
В иных местах 5,8% 7,0%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 4. “Где вы обычно закупаете принтеры и МФУ для нужд своей организации?
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
У корпоративных реселлеров 46,8% 30,2%
В специализированных компьютерных розничных магазинах 35,5% 39,5%
В интернет-магазинах 3,7% 28,0%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 7,0% 7,0%
В иных местах 7,0% 7,0%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 5. “Где вы обычно закупаете мониторы для нужд своей организации?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
У корпоративных реселлеров 48,0% 32,56%
В специализированных компьютерных розничных магазинах 35,85% 44,19%
В интернет-магазинах 4,35% 30,23%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 4,80% 7,0%
В иных местах 7,0% 7,0%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 6. “Где вы обычно закупаете серверы, сетевое оборудование и системы хранения данных для нужд своей организации?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
У корпоративных реселлеров 57,30% 53,50%
В специализированных компьютерных розничных магазинах 28,50% 32,60%
В интернет-магазинах 4,90% 16,28%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 1,70% 11,63%
В иных местах 7,60% 9,30%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 7. “Где вы обычно закупаете компьютерные аксессуары и расходные материалы для нужд своей организации?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
В специализированных компьютерных розничных магазинах 45,65% 51,16%
У корпоративных реселлеров 35,32% 28,0%
В интернет-магазинах 5,43% 41,86%
В магазинах крупных сетей, торгующих электронной техникой 6,0% 14,0%
В иных местах 7,6% 2,33%

Источник: опросы PC Week/RE

Таблица 8. “Какую организационно-правовую форму имеет ваша организация?”
Март 2010 г. Сентябрь 2011 г.
Коммерческое предприятие 59,4% 72,0%
Образовательное учреждение 16,6% 7,0%
Орган федеральной, региональной или муниципальной власти 9,6% 7,0%
ПБОЮЛ 2,6% 4,65%
Некоммерческая организация 2,1% 2,33%
Лечебно-профилактическое учреждение 1,6% 2,33%
Иное 8,1% 4,65%

Источник: опросы PC Week/RE

Версия для печати