Гадалке для уверенного предсказания будущего достаточно быть хорошим психологом. А вот чтобы сделать точный деловой прогноз, тем более в такой сложной, подверженной влиянию огромного количества разноплановых факторов, области, как глобальные рынки, требуется собрать и проанализировать очень большой объем разнообразной информации. Авторитетная международная компания “Делойт Туш Томацу Лимитед” провела эту работу и представила недавно на специальной конференции своего исследовательского подразделения “предсказания” о развитии сферы телекоммуникаций, развлечений и СМИ, официальное название — отчет “Прогноз развития отраслей высоких технологий, телекоммуникаций, развлечений и СМИ на 2012 год”. Первый подобный прогноз был сделан и опубликован компанией еще в 2001 г. и касался исключительно развития рынка мобильной связи. С тех пор исследования стали ежегодными и распространились на всю сферу TMT (Technology, Media and Telecommunications). Таким образом, исследование, о некоторых результатах которого мы расскажем в данной публикации, уже 11-е по счету. Отчасти приведенные ниже сведения будут основываться на данных доклада Пола Ли, директора глобальных исследований Deloitte UK в сфере TMT, отчасти — на данных самого исследования, результаты которого намного шире, чем это возможно было представить в коротком докладе.

Все данные и выводы, как было заявлено представителями компании “Делойт”, основываются на тщательном количественном и качественном анализе информации, полученной в ходе сотен интервью, проведенных с представителями каждой из отраслей по всему миру, а также тысяч публикаций и опросов десятков тысяч участников рынка (в том числе и в России).

Широкополосный доступ и… конец безлимита?

В том, что дальнейший прогресс и освоение интернет-пространства останется сверхактуальным направлением в ближайшие годы, вряд ли сейчас есть серьезные основания сомневаться. Пол Ли отметил, что более 100 млн. пользователей в мире (в США, Германии, Южной Корее и других развитых странах) в ближайшие год-полтора перейдут на широкополосный доступ. Будет расти и количество беспроводных подключений, в то же время, согласно результатам исследований, американские компании, предоставляющие услуги по проводам, уже снижают их объемы.

Вместе с тем, по оценке “Делойт”, многим пользователям широкополосных соединений в мире придется начать следить за своим трафиком, как и пользователям Wi-Fi, ибо эпоха безлимитного Интернета приближается к завершению. К пересмотру слишком щедрой тарифной политики поставщиков интернет-услуг будут подталкивать выросшие объемы передаваемых данных. Как считают исследователи, к концу 2012 г. около 20 провайдеров, обслуживающих порядка 20% пользователей широкополосного доступа в мире (это порядка 100 млн. пользователей), могут ввести ежемесячные ограничения по трафику. При этом разброс по типам и размерам ограничений у провайдеров различных стран очень велик — от 1 до 900 Гб/мес, но наиболее распространенным среднестатистическим диапазоном, по всей видимости, является диапазон от 100 до 250 Гб (достоверных глобальных исследований нет). В качестве механизма ограничений может использоваться как тарифный (резкое возрастание оплаты за “сверхлимит”), так и “скоростной” — путем снижения скорости передачи данных (иногда, как указано, на практике бывает снижение до 64 Кбит/с).

Портативные устройства

В столичном метро сегодня в руках почти каждого пассажира или iPhone, или планшет, а то и попеременно — то одно портативное устройство, то другое. По образному выражению Пола Ли, как в свое время в развитых странах Запада ушли в прошлое люди, у которых был один костюм, единственная пара обуви и последняя рубашка, так постепенно будут уходить в прошлое и потребители, имеющие всего лишь по одному портативному устройству. Так, согласно прогнозам “Делойт”, около 5% всех планшетов, которые, кстати говоря, по оценке исследователей, начинают в обиходе заменять бумагу и ручку, в 2012 г. будут проданы потребителям, у которых они уже имеются. Причем в большей степени раскупаться будут именно небольшие портативные устройства, т. е. в данном случае размер по-прежнему будет иметь определенное значение. Количество смартфонов в пользовании согласно прогнозам будет стремительно расти, приближаясь к 1 млрд. При этом докладчик подчеркнул следующую особенность восприятия портативных устройств потребителем: технические характеристики устройства как таковые широкого пользователя совершенно не интересуют. Так, подавляющему большинству потребителей абсолютно неважно, какой именно спектр частот использует смартфон — 3G или 4G. Более того, заметил Пол Ли, по сути люди не имеют представления, что такое смартфон с технической точки зрения (добавим от себя — как большинство людей до сих пор не знает, что такое телевизор или даже как работает радиоточка на кухне). От портативного устройства потребители ждут определенного набора функций, в которых они хотят быть уверены, а именно — удобный интерфейс, наличие фото- и видеокамеры, возможность подключения по Wi-Fi, открытая операционная система. Ситуация на потребительском рынке, в умонастроениях покупателей сегодня такова, отметил Пол Ли, что важно лишь наличие этих функций у смартфона, а не глубина их проработки производителем.

С тезисом чисто потребительского отношения к смартфонам и другим портативным устройствам большинства интуитивно хочется согласиться. И вместе с тем отметим, что не все эксперты согласятся с оценкой степени актуальности для рынка высокоскоростной мобильной связи, которую гарантируют 4G-сети, — некоторые предрекают многократный рост данного рынка в ближайшей перспективе.

Остановился докладчик и на перспективах портативных устройств, оснащенных беспроводной высокочастотной связью ближнего радиуса действия (Near Field Communications, NFC). Как известно, устройства с функцией NFC могут быть использованы для мобильных платежей. По оценке “Делойт”, такие устройства будут востребованы рынком: по прогнозам, объемы их продаж в 2012 г. вырастут на 100%, общее количество выйдет на уровень порядка 200 млн. шт., а 2013-м могут достичь и 300. Вместе с тем подчеркивается, что технология мобильных платежей пока вызывает у потребителей опасения в части безопасности совершения платежей, а поведенческая модель покупателей существенно не изменилась — потребители все еще предпочитают использовать телефон преимущественно для звонков.

Большие данные

Большие данные (или большие объемы данных) — это одновременно и своего рода модная “страшилка”, и настоящая приманка для бизнеса. И вместе с тем — новая реальность, все более очевидная. Объем цифровых данных, накапливаемых в мире, нарастает валообразно. Это обстоятельство способно дезориентировать любой бизнес. Но большие данные могут стать и спасением, поскольку содержат скрытые возможности и новые пути развития бизнеса. Одна только обширная база пользователей социальных сетей стоит того, чтобы изучать новые поведенческие модели, правильно планируя маркетинговые компании в сети, и здесь без новых технологий анализа больших данных не обойтись.

“Делойт” прогнозирует ускоренный рост технологий в области больших объемов данных (БОД) и все большее проникновение их на рынок. Объем совокупного рынка баз данных, ERP и BI, где будут востребованы решения для БОД, по оценке компании, вырастет в 2012 г. на 15—20% и составит порядка 7 млрд. долл. Отмечается при этом, что определить объем рынка больших данных, как любого развивающегося рынка, очень непросто и расчеты носят прикидочный характер. В качестве примера успешного использования бизнесом технологий обработки БОД “Делойт” приводит проект, реализованный в издании Financial Times, которое использует специальные инструменты аналитики для оптимизации цен на рекламные объявления по разделам газеты, аудитории, географическим регионам, времени суток и ряду других параметров. Результат — издание стало продавать больше рекламных площадей, увеличилась прибыль. Из насущных задач рынка, связанных с большими данными в отчете отмечается необходимость подготовки профильных специалистов, которых в ближайшие пять лет только для рынка США потребуется свыше 140 тыс. Что касается традиционных баз данных, то им, по мнению исследователей “Делойт”, в ближайшей перспективе ничего не угрожает — БОД и традиционные БД будут мирно сосуществовать. Более того — традиционные данные тоже несут в себе значительные возможности для бизнеса, которые далеко не всегда используются.

Медицина на службе бизнеса

До последнего времени с магнитно-резонансной томографией были знакомы в основном пациенты медицинских учреждений. Томографы, как известно, используются для проведения исследований мозга. Собственно, для того же ФМРТ (функциональный магнитно-резонансный томограф) задействуется и в новейшем направлении маркетинга — так называемом нейромаркетинге. Только целью является не медицинское исследование, а изучение механизмов влияния рекламы на мозговую деятельность, возможных изменений в моделях поведения человека под ее воздействием.

Первые результаты нейромаркетингового исследования были опубликованы в 2004 г., говорится в исследовании, и результаты рекламодателей обрадовали — реклама влияет на потребителей, притом очень сильно. Согласно данным упомянутого исследования, по итогам первого теста, проводившегося без воздействия рекламы, вслепую, наблюдалось небольшое предпочтение в пользу безалкогольного напитка “А”, а при воздействии рекламы — в пользу напитка “Б”, причем с большим отрывом. Показательно и то, что, как сообщается в исследовании, в обоих случаях в момент выбора активизировались различные зоны мозговой деятельности. То есть, добавим, реклама на самом деле способна настолько сильно воздействовать на работу мозга, что фактически на время “перепрограммирует” его. Отрадно, что эти же исследования позволили выяснить, что формирование мозга человека не останавливается в юности, как считала медицина раньше. Человеческому мозгу свойственна так называемая нейропластичность, которая позволяет развивать мозг как мускулатуру. Таким образом, “умственная мускулатура”, как и некоторые другие общеизвестные навыки, “достигается упражнением”.

“Делойт” отмечает, что нейромаркетинговая оптимизация дизайна упаковки, кино- и телефильмов, рекламных роликов может стать растущим рынком и уже стимулирует спрос на ФМРТ-оборудование. ФМРТ-томограф сегодня стоит порядка 1—2 млн. долл. и способен генерировать поле плотностью 1—2 Тл (тесла). Но его эффективность может быть значительно улучшена за счет повышения плотности магнитного поля, и ученые уже работают над созданием оборудования с показателями 8—12 Тл.

Вместе с тем, по оценке “Делойт”, эффективность использования ФМРТ-оборудования еще не до конца выяснена, в любом случае не отменяется необходимость проводить традиционные маркетинговые исследования среди целевых аудиторий, а также наличия опыта и экспертных знаний у самих маркетологов.

О достойных поводах для дискуссии

Исследование “Делойт”, некоторые темы которого мы затронули в данной публикации, намного шире. Например, в нем оцениваются перспективы рынка сетевой рекламы (конкретно — специфика продвижения брендов), онлайновых игр в социальных сетях (констатируется замедление роста и большая вероятность изменения бизнес-модели), твердотельных (SSD) накопителей (намечается кардинальный рост), трехмерной печати (в ближайшей перспективе останется нишевой), приложений для смартфонов и планшетов (общее количество предлагаемых владельцам приложений может превысить 2 млн.) и многое другое.

Отметим в заключение, что при всей подготовленности, трудоемкости и обоснованности, прогнозы остаются в главном похожими на мечты — тоже о будущем и тоже могут не сбыться. Компания “Делойт”, как прямо говорится в отчете, и не претендует на 100%-ную достоверность, а основную цель исследования обозначает как повод для дискуссии на важные темы (и этом смысле очень существенен тот факт, что исследование — открытое, публичное). Вместе с тем точность прошлогодних прогнозов, как отмечается, оказалась по факту очень высокой — порядка 80%. Насколько точным будет попадание на этот раз — покажет время, но стать одним из достойных поводов для дискуссии, обсуждения возможных и невозможных путей развития ИТ в ближайшей и отдаленной перспективе, данное исследование, как нам представляется, вполне заслуживает уже сегодня.

Версия для печати (без изображений)