Прошедший в апреле в Москве форум IDC Enterprise Mobility показал, что мобильные решения все глубже и смелее проникают непосредственно в бизнес крупных компаний, в том числе и отечественных, и обозначил тенденции развития корпоративного мобильного сегмента, который, по оценке аналитиков, в ближайшее время продолжит стремительный взлет.

По прогнозам IDC, 2012-й станет для ИТ-отрасли переходным во многом благодаря экспансии мобильных технологий. Впервые, утверждают аналитики, объем поставок мобильных устройств (смартфонов и планшетов) превысит объем поставок ПК как в количественном, так и в денежном выражении, а рынок мобильных приложений опередит рынок мэйнфреймов.

Мировые расходы на ИТ (по данным того же источника) в текущем году вырастут на 6,9% и составят 1,8 трлн. долл. До 20% этой общей суммы расходов составят затраты на технологии, которые меняют лицо ИТ-отрасли, — смартфоны, планшеты, сети мобильной связи, социальные сети и аналитика больших данных. При этом на долю формирующихся рынков будет приходиться более половины всего роста ИТ-расходов в мире; лидерами, полагают в IDC, станут страны БРИК (включая Россию) и ряд других быстро растущих рынков.

В ближайшие два года существенно поменяется и сама ИТ-инфраструктура современного предприятия: количество мобильных устройств в сети в два раза превысит количество “традиционных” устройств, изменятся и сами способы коммуникации внутри сети. Наличие “мобильной стратегии” станет необходимым условием не только для каждого ИТ-вендора, но и для каждого CIO, считает IDC.

По данным Саймона Бейкера, руководителя программы по рынку мобильных телефонов IDC CEMA, уже в нынешнем году произошел переход на третье поколение платформ с мобильным широкополосным доступом и, как прогнозируется, затраты на передачу данных по мобильным сетям в 2015-м в мире составят около 400 млрд. долл. (что превысит тот же показатель по фиксированным сетям примерно на 70 млрд. долл.). В России в том же году затраты на мобильный трафик составят около 7 млрд. долл. — на 1 млрд. больше, чем по фиксированным сетям. В 2010 г., отмечают в IDC, затраты на мобильный трафик были меньше по сравнению с фиксированными сетями.

При этом поставки мобильных устройств в мире в нынешнем году превысят 700 млн., а число поставляемых ПК составит около 400 млн., в то время как в нашей стране будет наблюдаться обратная картина: в текущем году будет поставлено около 14 млн. ПК — примерно на 2 млн. больше, чем смартфонов.

Саймон Бейкер отметил еще одну тенденцию: сегодня в руках одного пользователя сосредотачивается несколько активных электронных аппаратов — как личных, так и корпоративных. Так, по данным отчета IDC 2011 Media Tablet MCS Survey, 88% владельцев медиапланшетов активно пользуются ноутбуками, 77% из них — смартфонами, 73% — десктопами, 57% — медиаплейерами, 29% — нетбуками, 27% — устройствами для чтения электронных книг.

Между такими устройствами необходим обмен данными, который будет развиваться. На первый план здесь, по мнению эксперта, выйдут совместимые и общепринятые форматы файлов для приложений и платформ, при необходимости — транскодирование, а при возможности — многократное переформатирование. При этом ключевую роль будут продолжать играть программные приложения, общее число которых в ближайшее время достигнет 1 млн., а число смартфонов превысит 650 млн.

Хотя смартфоны и сохранят лидерство по поставкам, Саймон Бейкер считает, что не следует ожидать отказа пользователей от ПК и что планшеты не вытеснят все прочие устройства: будущее за разнообразием устройств, форм-факторов и платформ.

Саймон Бейкер отметил тенденцию применения мобильных устройств в крупных компаниях, входящих в Fortune 1000, в таких отраслях, как туризм и отдых (InterContinental), поддержка бизнес-процессов и продажи (SAP, Mercedes-Benz), логистика на транспорте, дистрибуция (Philips, WM) и др.

Дмитрий Лисогор (SAP) подтвердил, что такая тенденция имеет место в его компании, ибо SAP является не только разработчиком и поставщиком мобильных решений на платформе SUP (Sybase Unwired Platform) для корпоративных пользователей, но и активно их применяет у себя. “SAP приняла серьезную стратегию мобилизации для наших CIO, поскольку в компании работают порядка 60 тыс. сотрудников более чем в 120 странах. Мы являемся вторым по величине в мире пользователем устройств iPad, которые приняты в качестве стандарта для наших мобильных сотрудников, работающих с клиентами по продажам, — пояснил он. — Все они имеют корпоративное устройство, через которое сотрудник получает доступ к системе CRM, к прайс-листу, насчитывающему более 2 тыс. позиций. Все менеджеры имеют доступ к аналитике по работе своих команд, топ-менеджмент — к прогнозам по продажам и т. п.”

“Я как менеджер, например, могу со своего мобильного устройства утверждать заявки на закупку, авторизацию доступа,” — дополнил он. Для обеспечения безопасности в SAP используется собственный продукт Afaria. По словам г-на Лисогора, пакет мобильных приложений, применяемых внутри компании для сотрудников в Германии и в России, — стандартный.

Он указал на новый тренд — мобильный аудит. Такой аудит в полевых условиях предполагает использование аудиторами мобильных технологий, когда проверяющий с опросником на корпоративном мобильном аппарате может прописать прямо в мобильной форме устройства результат по ходу проверки объекта и т. п.

Другой новый тренд, по мнению г-на Лисогора, — это применение мобильных решений с целью защиты объектов, входящих в сферу деятельности компании, от различных угроз. Например, при возникновении аварийной ситуации на объекте мобильному пользователю (из числа обслуживающего персонала и др.) автоматически поступает сигнал тревоги, а от него незамедлительно ожидается ответное сообщение о принятии соответствующих мер.

Дмитрий Лисогор уверен, что мобильное направление SAP является одной из ключевых точек роста бизнеса: “До 2015 г. мы планируем ежегодно примерно в два раза увеличивать объемы в мобильном сегменте России. В нынешнем году планируется запуск нескольких десятков проектов”.

Сергей Орлик (“АйТи”), опираясь на опыт продвижения (в качестве дистрибьютора) на корпоративном рынке мобильных решений порядка 20 вендоров, обозначил тренды, возникающие в этом сегменте.

Во всех отраслях индустрии страны, по его словам, мобильным пользователям предоставляется корпоративный файловый доступ MDM (Mobile Device Management) для управления и обеспечения ИБ; в госструктурах присутствуют мобильные BI, интерактивная отчетность; в коммерческом секторе — СЭД; в ритейле — бизнес-аналитика, бизнес-консалтинг. Могут потребоваться оптимизация бизнес-процессов на мобильном устройстве и заказная разработка мобильных решений. На комплексные проекты в мобильном секторе, по его данным, приходится от 40 до 60% всех объемов работ. По опыту “АйТи”, востребованы бизнес-решения как горизонтальные общего назначения, так и вертикальные; еще более востребованы решения по систематизации планирования всей последовательности шагов. При этом важна техническая поддержка клиентов с элементами аутсорсинга.

Сергей Орлик привел косвенный показатель, позволяющий оценить рост объемов мобильных проектов компании в этом году: планируется увеличение штата специалистов соответствующего профиля в 2,5 раза.

Петр Лилеев (“Астерос Консалтинг”) в тренде корпоративной мобильности видит необходимость учета адекватного управления мобильными устройствами, приложениями и безопасностью. Он выделил на основе опыта разработки и внедрения три направления мобильных решений: “легкое” (почта, CRM, презентации и т. п.), BI (бизнес-аналитика) и ERP.

По его мнению, мобильный ERP открывает новые возможности для обслуживающего персонала в цехах: фактически теперь прямо на производстве сотруднику можно предоставить компьютерное рабочее место, “о чем до недавнего времени не приходилось и мечтать”.

По опыту “Астерос”, проекты для топ-менеджеров, связанные с реализацией BI, являются наиболее сложными. Выгодно легкое приложение, на внедрение которого затрачивается примерно месяц. По словам Петра Лилеева, в 2012-м и 2013-м фирма планирует запустить по 20—30 новых мобильных проектов (из них не менее трех BI-проектов для крупных клиентов) и создавать по 4—5 коробочных продуктов с мобильными решениями.

Сергей Янычев (Fujitsu) сказал, что в этом году в его компании планируется увеличить объем планшетов для бизнеса примерно в 1,5 раза, что совпадает с прогнозом IDC, и указал на новое направление в мобильном бизнесе — виртуализацию.

При расширении сфер применения корпоративной мобильности, считают ряд игроков, возникает необходимость разработки кроссплатформенных приложений, позволяющих работать под разными платформами. Многие заказчики, столкнувшиеся с тем, что приложение может работать лишь на одной платформе, вынуждены признать, что это тупиковый путь, и им приходится искать новое решение.

Версия для печати (без изображений)