По данным исследовательской компании IDC, по итогам I квартала нынешнего года поставки Android-устройств достигли 89,9 млн. шт. (это на 145% больше, чем годом ранее), что позволяет удерживать этой ОС рекордные 59% рынка. Вице-президент Google Энди Рубин недавно сообщил, что число активируемых планшетов и смартфонов с Android превышает 900 000 шт. в день. Все эти цифры выглядят очень внушительно, но Android для Google — далеко не основной бизнес. Как стало известно в ходе судебных разбирательств между Google и Oracle, выручка интернет-гиганта от реализации планшетных компьютеров и смартфонов, работающих под управлением Android, составила за три года — с 2008-го по 2011-й —550 млн. долл. Аналитики Asymco подсчитали, что Google за тот же период заработала в четыре раза больше на платформе iOS (она поставляет для этой платформы такие сервисы, как Google Search и Maps), чем на Android. Подсчитано, что Google получает с каждого проданного устройства на базе Android всего 1,7 долл., что почти в 340 раз меньше того, что получает Apple от продаж iPhone и iPad.

Помимо того что заработок на Android для такой глобальной компании, как Google, сравнительно невелик, эта ОС еще и избыточно проблематична для поискового гиганта. Для защиты своей Android-экосистемы Google вынужденно приобрела за 12,5 млрд. долл. компанию Motorla Mobility с ее богатым патентным портфолио. Поисковый гигант был также втянут в многолетние судебные тяжбы с Oracle, обвинившей Google в нарушении авторских прав на API Java. Лишь недавно судебный процесс по этому делу был завершен в пользу Google, но адвокаты Oracle готовятся подать апелляцию. Отдельно стоит упомянуть проблемы Android, связанные с фрагментацией платформы. Единственный, кто отрицает их, — это Google, но компания OpenSignalMaps подсчитала, что разработчики Android-приложений должны учитывать технические характеристики и версии платформ, предустановленных на смартфонах. Общее количество моделей от разных производителей достигло уже 4000.

Журналисты Business Insider задались вопросом: неужели когда Стив Джобс говорил, что объявляет Android как ворованному продукту термоядерную войну, он имел в виду лишь патентные иски, которые Apple начала активно подавать на основных Android-производителей? Один из них против Motorola Mobility, кстати, только что завершился ничем: судья федерального суда Чикаго Ричард Познер объявил о прекращении рассмотрения перекрестных исков Apple и Motorola Mobility, ныне входящей в состав Google, по поводу нарушения патентов и завершении процесса ввиду отсутствия у сторон достаточных доказательств понесенного ими ущерба. Иски Apple к еще одному крупнейшему производителю смартфонов, Samsung, также существенно не повлияли на бизнес этого южнокорейского производителя.

Android просто не нуждается ни в какой термоядерной войне, он сам себя погубит, считают в Business Insider. Примером здесь может послужить хотя бы то, что Apple обновила до последней версии iOS 5 80% своих мобильных устройств, в то время как согласно официальной статистике Google лишь 7% устройств с Android получили обновление до Android 4.0. Даже владельцам новейших смартфонов с этой ОС приходится ждать по нескольку месяцев, пока операторы сотовой связи обновят их устройство. Операторы — слабое звено Android-экосистемы, которые наносят удар ее имиджу. Удар настолько существенный, что не требует участия Apple в уничтожении многочисленных зеленых роботов. Но если патентные разбирательства не тянут на термоядерную войну, то что тянет? А вот что: Apple хочет уничтожить Google, чтобы уничтожить Android. А вот и “термоядерные заряды” Apple:

Maps. Высокофункциональное приложение, специально разработанное для iOS 6, располагает векторными элементами карт, благодаря чему графика и текст выводятся всегда четко и плавно.

Этот картографический сервис еще до выхода рассматривался рыночными экспертами как потенциальный соперник Google Maps. Maps — это удар по поисковому бизнесу Google, фигурально выражаясь, просто под корень. Теперь 365 млн. пользователей мобильных устройств компании из Купертино больше не смогут пользоваться предустановленным в предыдущей версии iOS приложением Google Maps, так как Apple заменила карты Google на свои Maps. Карты Apple по функционалу вряд ли в чем-нибудь будут уступать таковым от поискового гиганта — они поддерживают информацию о более чем 100 млн. коммерческих компаний, сервис рейтингов локальных объектов Yelp, сервис информирования о пробках на дорогах, пошаговую навигацию, 3D-навигацию в режиме реального времени и др. Навигация, кстати, будет работать прямо с экрана блокировки. Частично за поддержку Maps будет отвечать компания TomTom. Помимо прочего в Maps будет интегрирован голосовой помощник Siri. Если, например, пользователю потребуется узнать, где находится ближайшая автозаправка, то ему больше не нужно будет для этого ничего “гуглить” — к его услугам поддержка Yelp и Siri; если нужно перекусить где-нибудь — голосовой запрос и все те же Yelp и Siri подскажут, где это можно сделать, помогут выбрать меню и заказать столик. С помощью Maps компания Apple может просто отобрать у Google локальный поиск.

Siri. Еще один Google-киллер, но на этот раз говорящий. Siri — сервис голосовых подсказок, использующий голосовые алгоритмы и поисковые механизмы Wolfram Alfa, — перешел в следующий класс средней школы. Теперь он “научился” лучше определять голосовые запросы, может уведомлять пользователя о состоявшихся спортивных состязаниях и многое другое. То есть процесс поиска все более упрощается и с помощью Siri становится все более естественным для человека — вербальным. Это гораздо естественнее, чем набирать вопросы в поисковой строке. Siri несовершенен, но в долгосрочной перспективе это серьезная угроза Google.

Passbook. Это приложение аккумулирует всю информацию пропускного типа — билеты на самолет, в кино, скидки, пропуски и др. Passbook сможет проинформировать, к примеру, об отложенном или отмененном авиарейсе, заранее напомнить о приобретенном билете на кинофильм и пр. Это “боевое приложение” напрямую будет конкурировать с Google Wallet, платежным сервисом поискового гиганта. Google Wallet — встроенное в Android приложение, с помощью которого можно делать различные покупки, но этому сервису не удается стать массовым, так как его поддерживают только такие платежные системы, как MasterCard и Citibank, причем его использование ограничено лишь территорией США. Кроме того, этот сервис слишком сложен в использовании, на что часто жалуются пользователи Google Wallet. Многие другие платежные системы отказались поддерживать Google Wallet ввиду не нужной им конкуренции с его стороны. Шансы Passbook специалистами оцениваются гораздо выше, так как Apple имеет 400 млн. привязанных к iTunes аккаунтов, что является отправной точкой для реализации Passbook как полноценной платежной системы. Еще из плюсов Passbook — широкий выбор способов оплаты, а также возможность для коммерческих предприятий создавать свои приложения, интегрировав в них механизм оплаты Passbook, что позволит перечислять средства на счет поставщика услуг или товаров напрямую, минуя сторонние платежные системы и взимаемую за это комиссию.

Поиск станет второстепенным. По данным исследовательской компании NetMarketShare, обладатели iPhone и iPad проводят значительно больше времени в Сети, чем владельцы Android, при этом в три раза больше потребляя мобильного веб-трафика, хотя количественно Android-устройств на рынке гораздо больше. Учитывая то, что рынок мобильного поиска и интернет-рекламы развивается скачкообразными темпами, пока что это не влияет на доходы Google. Пипер Джафрей, аналитик исследовательской компании Gene Munster, считает, что в 2012 г. доход Google от размещения рекламных объявлений на мобильных устройствах составит более 4 млрд. долл. Поскольку в прошлом году Google заработала на мобильной рекламе 2,5 млрд. долл., это означает ежегодный рост прибыли Google от размещения мобильной рекламы на 150%.

Но ситуация может измениться: постулат “кто владеет поиском — тот владеет Сетью” просто перестанет действовать. Очень многие пользователи начинают свой день с поисковой страницы Google, но в мобильном Интернете все чаще и чаще встречаются предложения предустановить мобильные приложения. Если, например, пользователь посещает Yelp.com через мобильную версию Safari, то может встретить рекламный баннер, призывающий установить его специальное мобильное приложение для iPhone. Идея состоит в том, чтобы пользователь применял это приложение, а не другие сервисы мобильного Интернета. Чем больше времени пользователями уделяется мобильным приложениям, тем меньше времени они проводят в мобильном Интернете, тем меньше пользуются поиском и прочими сервисами Google, лишая того рекламной выручки.

Apple+Facebook. В iOS 6 интеграция с крупнейшей в мире социальной сетью реализована чуть ли не на аппаратном уровне. Пользователь может, единожды в ней авторизовавшись, публиковать статусы из Notification Center, Siri и других поддерживающих Facebook приложений, в том числе Photos, Safari и Maps. Кроме того, в режиме реального времени будут доступны все обновления у друзей данного пользователя, информацию об этом будут получать все его iOS-устройства. Автоматически станут обновляться контакты, а даты дней рождений будут автоматически синхронизированы с календарем смартфона. Что это означает для Google? Это значит, что 365 млн. владельцев iPhone и iPad, а также потенциальных пользователей сервисов Google будут все больше времени проводить в Facebook, генерируя трафик для нее, а не для поискового гиганта. А там, где генерируется трафик, генерируется и рекламная выручка, от получения которой “заботливые партнеры” — Apple и Facebook — могут Google избавить. Для этого у Facebook появился еще один инструмент — App Center, представленный в начале июня интернет-магазин приложений. С его помощью пользователи смогут запускать на устройствах более 600 мобильных веб-приложений. Среди них будут игры, “социальные” программы наподобие Foursquare и Path, музыкальные сервисы (Spotify), спортивные утилиты (Nike+) и т. д. Список приложений в App Center со временем будет только расти. Что это значит? Да все то же: свыше: 800 млн. пользователей соцсети будут генерировать рекламный трафик для Facebook, еще больше времени проводя в ней в поисках приложений, делясь ссылками на понравившееся со своими друзьями.

Поиск Baidu. Во время презентации iOS 6 компания Apple объявила о включении китайского сервиса Baidu в качестве дополнительной поисковой системы для смартфонов iPhone, планшетов iPad и плейеров iPod touch, продающихся на территории Китая. Bloomberg, ссылаясь на вице-президента пекинского офиса Baidu Вонг Джинга, сообщил, что китайская сторона отказалась прокомментировать финансовую сторону соглашения, но подтвердила сам факт отчислений от рекламы для Apple. С учетом того, что Baidu владеет 80% поискового рынка Китая, можно говорить о том, что Google может лишиться рекламных доходов от самого быстроразвивающегося региона планеты.

Версия для печати (без изображений)