В ходе конференции для разработчиков Google I/O 2012 в Сан-Франциско поисковым гигантом была представлена облачная потоковая мультимедийная приставка Nexus Q, главной особенностью которой многими назывался ее привлекательный минималистический дизайн. Nexus Q напоминает небольшую сферу, которую можно подключить к акустической системе и телевизору, работает под управлением ОС Android 4.0 и будет поддерживать приложения Google Play Music, Google Play Movies and TV. Nexus Q призван напрямую составить конкуренцию в первую очередь медиасервису Apple TV, облачному софту Amazon (Cloud Player, онлайн-магазин MP3, Prime) и консоли Xbox Microsoft, которая уже давно служит платформой не только для игр, но и для потребления цифрового контента.

Но, как выяснилось впоследствии, оригинальный дизайн устройства — только одна из его особенностей. Не менее важным является и то, что Nexus Q полностью разработан и произведен на территории США. Тому подтверждением является надпись “Designed and Manufactured in the U.S.A” (разработан и произведен в США) на тыльной части корпуса этого устройства.

По мнению некоторых наблюдателей, надписью о том, что гаджет разработан и произведен в США, Google “подколола” Apple, которая ставит на свою продукцию известную надпись Designed by Apple In California. Assembled in China (“Разработано Apple в Калифорнии. Собрано в Китае”), как бы намекая той, что Nexus Q — это создание дополнительных рабочих мест в США и Google не желает передавать производство этого медиаплейера контрактным тайваньским производителям, как это делает Apple, оптимизирующая таким образом свои производственные издержки.

Как известно, сборку всей линейки мобильных устройств Apple осуществляет ее контрактный партнер Foxconn на заводах в Китае. В первую очередь это связано с дешевизной рабочей силы в этой стране. Apple — далеко не единственная компания, выбравшая именно такую производственную схему, но именно она оказалась в эпицентре пристального общественного внимания как производитель, якобы эксплуатирующий дешевый рабочий труд с целью наживы. Особенно нападки на нее усилились после публикации доклада CNN, в котором “мисс Чен” (собирательный образ китайского рабочего) поделилась с изданием информацией о том, что работает сверхурочно по 60 часов в неделю, занимаясь сборкой комплектующих для планшетов iPad, при этом без оплачиваемых отпусков и больничных. Также выяснилось, что работники крупных заводов Foxconn живут, спят и питаются в общежитиях, отрываясь от производства только на сон, что прямым или косвенным образом могло повлиять на череду самоубийств сотрудников китайского сборочного гиганта.

В ответ на непрекращающийся поток обвинений со стороны обывателей Тим Кук, глава Apple, в своем электронном письме, разосланном сотрудникам, назвал такие обвинения “заведомо ложными и оскорбительными”. В письме также говорилось, что Apple изучит условия труда на предприятиях из цепочки поставщиков и никогда не будет закрывать глаза на проблемы такого рода. В то же время один из бывших руководящих сотрудников Apple, пожелавший остаться неизвестным, в интервью New York Times заявил, что компания знала о нарушениях трудовой дисциплины на заводах своих партнеров, которые имеют место уже много лет, но предпочла их игнорировать.

За последние годы все больше ИT-компаний из США начало задумываться о том, чтобы вернуть производство электроники на “родину”, поскольку делать ее за границей становится невыгодно. К числу причин в первую очередь относят рост транспортных расходов и стоимости рабочей силы в Китае, а также риски, связанные с кражей интеллектуальной собственности.

В начале 90-х многие американские компании производили свои ПК на территории США. В их числе были Apple, NeXT Computer (компания, которую основал Стив Джобс после ухода из Apple), IBM и Compaq. Последняя даже производила системные платы в Америке, но за последние десять лет практически вся экосистема, включая поставщиков компонентов и сборщиков устройств, переместилась за пределы США преимущественно в Китай и на Тайвань.

Управляющий директор Boston Consulting Group Гарольд Сиркин считает, что возврат производства в США становится все более реальным, так как в прибрежных районах Китая оклад местных рабочих значительно вырос и уже варьируется от 3 до 6 долл. в час, а не 58 центов, как это было десятилетием ранее.

Что касается Nexus Q, то его массовым продажам на рынке может помешать высокая цена. Для сравнения, приставка Apple TV стоит 99 долл., в то время как Nexus Q — 299 долл. Конечно же, многие американские пользователи обратят внимание на то, что устройство произведено в США, но остается открытым вопрос — многие ли из них готовы переплачивать за это устройство в несколько раз больше? Тогда на что ставят в Google: на пресловутый американский патриотизм или дорогостоящая разработка и производство Nexus Q преследует какие-то иные цели? Например, выставить Google в патриотичном свете, как борца за возвращение производства в США. Чем не сильный конкурентный ход против Apple?

Версия для печати (без изображений)