Компания PTC, выпускающая системы САПР/PLM, покупает фирму Servigistics, поставщика средства управления жизненным циклом сервисного обслуживания (Service Lifecycle Management, SLM). Сумма сделки — 220 млн. долл., а завершиться она должна в сентябре этого года. За счет этого приобретения PTC собирается расширить портфель SML-продуктов.

Технология Servigistics охватывает четыре глобальных процесса сервисного обслуживания: планирование, исполнение, управление информацией и оценка/контроль. Частью этих процессов являются функциональные процессы, такие как обслуживание на месте эксплуатации, управление запасными частями, сервисная логистика и т. д. Главная идея заключается в том, чтобы рассматривать эти функциональные процессы не отдельно, а как единое целое. ERP-системы также включают отдельные функции управления сервисным обслуживанием, но лишь на операционном уровне.

По словам главы PTC Джима Хеппельмана, технология Servigistics находится в русле современной тенденции, которую он назвал третьей промышленной революцией. Под этим подразумевается перевод в цифровую форму и автоматизация всех производственных процессов, начиная с проектирования и кончая продажей и сервисным обслуживанием. На проходившей в июне конференции Planet PTC он представил новую стратегию компании, направленную на выпуск решений, которые изменят подход к созданию и обслуживанию продуктов.

В связи с этим PTC проводит реорганизацию, выделяя пять подразделений, которые будут заниматься пятью главными направлениями: выпуск средств автоматизации проектирования (CAD), управления жизненным циклом изделий (PLM), жизненным циклом приложений (ALM), цепочками поставок (SCM) и жизненным циклом сервисного обслуживания (SLM). При этом компания возлагает особые надежды именно на SLM.

По мнению PTC, промышленные предприятия недооценивают возможности, которые перед ними открывает скоординированная стратегия сервисного обслуживания. На это указывает то, что сейчас мало кто из них имеет такую стратегию, и в результате они получают от обслуживания менее четверти того, что могли бы получить. А между тем, считает PTC, это — многомиллиардный рынок с высокой маржой. И к тому же, улучшив сервисное обслуживание, предприятие может выделиться на фоне конкурентов, озабоченных только выпуском продукции.

PTC повернулась в сторону SLM в 2005-м, купив компании. Arbortext, которая выпускала средства планирования и анализа сервисных процессов на основе технической документации. Затем PTC расшила свой сервисный портфель за счет поглощения компаний ITEDO, LBS и 4CS, и сейчас он включает решения для управления контрактами и гарантийным обслуживанием, определения запасных частей и выпуска технической документации.

По мнению наблюдателей, сделка с Servigistics позволит PTC охватить другие области SLM, такие как планирование выпуска запасных частей, управление их ценообразованием, обслуживанием на месте эксплуатации, возвратом и ремонтом, а также базой знаний в области сервиса.

При этом PTC собирается заниматься только стратегическими вопросами сервисного обслуживания, а операционную часть предоставить поставщикам ERP-систем, таким как SAP, Epicor и Oracle. Именно так поступала и сама Servigistics, не случайно многие ее продукты сертифицированы на совместимость с SAP и Oracle.

Хотя PTC не раскрывает планов относительно продуктов Servigistics, по мнению аналитической компании Gartner, она еще до конца нынешнего года объявит план их интеграции со своим SLM-портфелем.

Но при этом PTC придется решить ряд вопросов. Благодаря этой сделке она выходит на новый для себя рынок средств планирования цепочек поставок. Аналитики считают, что PTC следует сохранить сотрудников Servigistics, умеющих работать в этой области, а также продолжать продавать продукты Servigistics в качестве автономных решений до тех пор, пока заказчики не осознают преимущества комбинированной системы.

Gartner также предостерегает PTC от недооценки того, сколько времени, ресурсов и затрат потребует охват всех направлений SLM. Компании следует уделить SLM достаточно внимания, но без ущерба другим своим областям деятельности.

Кроме того, несмотря на заверения PTC об отсутствии у продуктов Servigistics пересечений по функционалу с ERP-системами, компании все же придется конкурировать с ERP-поставщиками, поскольку с ними конкурировала и Servigistics. И, наконец, Gartner полагает, что эта сделка повысит у других поставщиков PLM интерес к технологии SLM.

Версия для печати