Большинство крупных производителей технологий, тесно связанных с бизнесом по реализации ПК, ощущает на себе влияние снижения продаж на этом рынке. Вкупе с нестабильной экономикой, вследствие чего многие конечные и корпоративные пользователи отказываются от покупки новых ПК, негативное влияние на рынок оказывают повсеместное распространение смартфонов и планшетов, а также снижение активности потенциальных покупателей из-за ожидаемого выхода новой Windows 8, намеченного на 26 октября.

Рынок ПК в целом столкнулся с падением продаж, а компании, непосредственно имеющие к нему отношение, испытывают на себе отрицательный эффект, вызванный сложившейся ситуацией.

Аналитические агентства IDC и Gartner пришли к выводу, что продажи ПК во II квартале упали на 8—9% по сравнению с аналогичными показателями 2011 г. По мнению аналитиков, данная тенденция сохранится по крайней мере до начала 2013 г.

“Рынок ПК переживает непростые времена, — сказал аналитик IDC Джей Чу. — Отрасль до сих пор не преодолела последствия трудного II квартала, а показатели III квартала оказались и того хуже. Основными факторами, конечно, являются нестабильная глобальная экономическая обстановка, а также неясное будущее насыщенного рынка ПК и отложенные сроки замещения старой продукции новой ввиду скорого выхода Windows 8. Но помимо этого нет ответа на вопрос, что же является основным двигателем рынка ПК. В то время как цены на ультрабуки немного снизились, остался ряд проблем, с которыми предстоит столкнуться Windows 8 в следующем квартале”.

Более года Intel развивала свою стратегию реализации ультрабуков, надеясь, что сверхтонкие и легкие ноутбуки смогут оживить стагнирующий рынок ПК. Однако ценообразование стало большой проблемой для этого класса ноутбуков — цены на них начинались от 800 долл., и продажи не оправдали ожидания.

Аналитики IHS iSuppli рассмотрели текущее состояние рынка ПК в исторической перспективе.

“В первом полугодии еще была надежда, что неуклонно ползущая вниз кривая рынка ПК продемонстрирует отскок в течение 2012 г., — говорится в заявлении Крейга Стайса, старшего аналитика рынка компьютерных систем в IHS. — Но теперь, по окончании трех кварталов, привычный рост сезонных продаж не произошел, и прогнозы AMD и Intel на III квартал не выглядят обнадеживающе. Оптимизм испарился, появились сомнения, а отрасль надеется обеспечить ожидавшийся в этом году рост в 2013-м. Все эти факторы указывают на то, что рынок ПК ждет первый за все время начиная с удачного 2001 г., ознаменовавшего эпоху доткомов, годичный спад”.

Ожидаемый релиз Windows 8 стал растянувшейся на большую часть года проблемой для отделов продаж, но эффект, который новая ОС окажет на весь рынок, до сих пор непонятен. Windows 8 будет устанавливаться на большинстве ПК, но она также оптимизирована для планшетов, поэтому OEM-сборщики и производители процессоров готовятся в наплыву новых и альтернативных продуктов на основе Windows 8. Как Intel, так и AMD недавно объявили о появлении новых процессоров, разработанных специально для планшетов на ОС Windows 8, а такие вендоры, как HP и Dell, надеются уравновесить снижающиеся продажи ПК за счет роста продаж планшетов на основе Windows 8.

В частности, HP уделяет значительное внимание своему ПК-подразделению. Аналитики Gartner отмечают, что впервые с конца 2006 г. HP не занимает позицию лидера мирового рынка ПК — в III квартале она уступила пальму первенства Lenovo. IDC по-прежнему считает лидером HP, но отмечает, что ее отрыв минимален. Представители корпорации пытались оспорить данные Gartner, заявив, что последняя в отличие от IDC не включает в показатели продажи на рынке рабочих станций, в то время как это является важным сегментом бизнеса для HP.

Руководство компании также не впервые слышит от аналитиков рекомендации выделить бизнес по производству ПК и оргтехники в отдельную организацию или продать его. Сейчас HP и Dell стараются меньше зависеть от ПК и уделять больше внимания бизнесу корпоративных ИТ. Однако во время недавно состоявшейся встречи с финансовыми аналитиками глава HP Мег Уитман заявила, что компания не планирует разделять активы, так как обширный портфель решений HP, включая ПК, является ключевым конкурентным преимуществом компании.

Она и другие руководители HP также отметили, что как клиенты, так и некоторые аналитики крайне негативно отреагировали на заявления предыдущего президента компании Лео Апотекера, который в 2011 г. объявил о том, что HP собирается избавиться от ПК-бизнеса.

Однако аналитики, в свою очередь, возразили, что HP, столкнувшись со снижением прибыли и продаж в течение нескольких последних кварталов, могла бы выправить положение, отказавшись от производства ПК, аналогично тому, как IBM существенно улучшила показатели после продажи своего бизнеса по производству ПК Lenovo в 2004 г. Совсем недавно аналитик UBS Стив Милунович заявил, что отделение производства ПК и оргтехники от корпоративного бизнеса компании станет хорошим толчком для дальнейшего развития HP.

“HP, имея развитые подразделения корпоративных и пользовательских решений, должна разделить их, чтобы добиться более высокой прибыльности, — пишет Милунович. — Бизнес-подразделения HP — не просто две крупные рыбы, это два огромных кита, которым тесно в одном пруду”.

Версия для печати