Выступая на прошедшем в середине апреля Форуме JDA по управлению цепочками поставок, вице-президент компании JDA Software по региону EMEA Марк Морган заявил, что перед открытым в январе 2012 г. ее московским представительством поставлена цель — на протяжении ближайших трех-пяти лет ежегодно удваивать продажи в России и довести ее вклад в выручку по региону EMEA до 25%. Каков этот вклад сегодня как по региону EMEA, так и в глобальном масштабе? Ответа на данный вопрос Марк Морган не дал, обосновав это тем, что с января нынешнего года компания JDA стала частной и не раскрывает финансовые результаты своей деятельности. Он представил список из трех десятков российских клиентов, внедрявших решения JDA с помощью местных партнеров на протяжении многих лет. Среди этих клиентов X5, “Лента”, Dixy, Hyperglobus, Магнитогорский металлургический комбинат, Объединённая металлургическая компания, “Северсталь”, “Мечел”, Danone, “Балтика”, “Эльдорадо”, “Протек”.

Нынешнее положение JDA было бы трудно оценить, не зная ее богатой на события истории. Компания со штаб-квартирой в Аризоне сегодня поставляет целый ряд решений для планирования поставок и управления ими на всех этапах цепочки — от снабжения материалами и организации производства до доставки, дистрибуции, складирования и продажи готовых изделий. У нее 3200 клиентов в разных отраслях, но особенно сильнó присутствие в розничной торговле и в производстве товаров повседневного спроса. JDA работает на рынке более 25 лет, и начиная с 1996 г. она получила статус публичной. В последние годы JDA росла довольно быстро, но рост этот не всегда был органическим.

В 1998 г. ею была куплена софтверная фирма Arthur Retail, в 2000-м — поставщик решений по планированию торговых площадей Intactix, в 2006-м — компания E3 Corporation и известная в нашей стране Manugistics. В результате к 2008 г. выручка JDA выросла до 384 млн. долл., а в 2011-м, после покупки близкого по масштабам поставщика SCM-продуктов i2 Technologies (имевшего представительство и в России), она достигла 691 млн. долл. И наконец, в 2012 г. оборот компании превысил символический рубеж и вышел на уровень 1,065 млрд. долл., что поставило ее в один ряд с ведущими мировыми разработчиками бизнес-приложений. Правда, и этот “большой скачок” не обошелся без покупки. Хотя некоторые СМИ подавали ее как приобретение компанией JDA известного поставщика средств управления складом и SCM — фирмы RedPrairie, на самом деле это JDA была куплена компанией RedPrairie за 1,9 млрд. долл. Просто покупатель захотел сохранить за объединенной компанией бренд JDA. Это объясняет и упомянутый выше переход JDA из публичного статуса в частный: дело в том, что RedPrairie всегда была частной компанией.

Следует отметить, что согласно последнему доступному финансовому отчету JDA за 2011 г. основной вклад в выручку компании вносят техническая поддержка (266 млн. долл.) и консалтинг (262 млн. долл.), а вовсе не продажи лицензий (141 млн. долл.). Отсюда следует, что для достижения поставленной перед московским офисом амбициозной цели (25%-й вклад в оборот по региону EMEA) ему нужно в ближайшие год-два запустить несколько по настоящему крупных проектов. Об одном из таких проектов, стартовавшем в розничной сети X5, рассказал директор X5 Retail Group по управлению запасами Марк Леблон.

Потребность в современных средствах SCM и категорийного менеджмента (управления в рамках одного торгового предприятия продажами разных категорий товаров, таких как продукты питания, домашняя утварь, бытовая техника и т. д.) руководители X5 объясняют ростом масштабов сети и разнообразия форм торговли. Сегодня у нее более трех тысяч магазинов разного формата (от дискаунтеров до гипермаркетов) в 63 городах России и Украины, где проживает свыше 200 млн. человек. В компании трудится более 100 тыс. человек, ежемесячно в ее магазинах совершаются 100 млн. покупок. Поставки товаров в торговые предприятия осуществляют 29 распределительных центров. В настоящее время для управления общехозяйственной деятельностью, финансами и персоналом здесь используются продукты SAP, складами распределительных центров — WMS Exeed от Infor, торговым залом — GK Retail, мастер-данными — IBM WebSphere Product Center. Целью внедрения средств JDA являются более полный контроль всей цепочки поставок с учетом существующих ограничений по емкости торговых помещений, повышение эффективности логистики за счет ее централизации и улучшения уровня обслуживания в разрезе отдельных брендов и форматов. Судя по опубликованным отчетам JDA, контракт с X5 был подписан еще в 2011 г., но внедрение начинается только сейчас. По словам Марка Леблона, сначала будет реализован пилотный проект, по результатам которого будет принято решение о развертывании системы во всей группе X5.

Как утверждает Марк Морган, активно развивается облачная стратегия JDA Cloud, предполагающая предоставление функциональности SCM из публичного облака в виде услуги. По его словам, ею уже активно пользуется более сотни заказчиков, причем в IV квартале 2012 г. около 20% новых клиентов не покупали лицензии, а подписывались на указанный сервис. Поставлена задача довести эту долю к концу нынешнего года до 50%. Кто может быть провайдером подобного облачного сервиса? Сегодня в этой роли обычно выступает сама JDA, однако Марк Морган не видит препятствий к тому, чтобы этим занимались и местные партнеры. Руководитель направления SCM компании КРОК Алексей Исаев пояснил, что, являясь партнером JDA и обладая собственными ресурсами дата-центров, КРОК вполне способен стать таким провайдером, если возникнет реальный спрос.

Версия для печати (без изображений)