Открывая состоявшийся в середине апреля очередной SAP Forum, генеральный директор “SAP СНГ” Виталий Постолатий заявил, что цель данного мероприятия — не продвижение тех или иных программных продуктов SAP, а показ возможных путей реализации инноваций. Форум собрал рекордные 3,5 тыс. участников, но надо быть большим оптимистом, чтобы надеяться, что все они пришли “за инновациями”. Работа конференции была, как всегда, организована по отраслевым, функциональным и технологическим секциям, а отдельные темы выносились на круглые столы. Тем не менее говорили об инновациях на форуме много.

Виталий Постолатий даже попытался дать определение “правильной инновации”: она должна создавать новые рынки или новые продукты, открывая эффективные способы монетизации. Думается, тут есть некое лукавство: если она неправильная, то, скорее всего, это вовсе и не инновация. Когда мы слышим абстрактные рассуждения об инновациях, трудно избавиться от мысли, что в последнее время все спикеры на самом деле отталкиваются от одного примера — компании Apple. Надо отдать должное вице-президенту SAP Стиву Лукасу, который в своем ярком докладе о примере Apple сказал открытым текстом. Специалисты “яблочной” компании не изобрели ничего нового: они объединили телефон, цифровую камеру и плейер в рамках одного устройства и получили новое качество.

По мнению Стива Лукаса, таким же путем пошли разработчики in-memory СУБД SAP HANA: все используемые в ней технологии были известны и прежде, но будучи объединены в одном продукте и интегрированы с бизнес-приложениями, обеспечили качественно новые возможности планирования ресурсов, анализа данных и принятия решений. Как видим, говорить об инновациях, не пропагандируя продуктов SAP, довольно трудно. Особенно на форуме SAP.

Об этом свидетельствовало и выступление директора “М.Видео” по ИТ Криса Мэнгхэма. Недавно в указанной компании был осуществлен перенос хранилища данных SAP BW на платформу HANA, что позволило существенно ускорить генерацию отчетов. Теперь “М.Видео” хочет на подобной платформе оперативно анализировать информацию о клиентах, поступающую по всем каналам взаимодействия с ними, включая социально-сетевые.

Диалог с клиентами и партнерами важен и для самой SAP. По утверждению Виталия Постолатия, в рамках такого диалога сегодня ведется локализация банковского приложения SAP, отвечающего за автоматизацию основной деятельности кредитного учреждения (core banking). Впоследствии он уточнил, что речь идет не о базовой локализации (она уже реализована), а об особенностях развертывания отдельных модулей и оптимального порядка ввода их в эксплуатацию с учетом местной специфики.

Трудно сказать, справедливо ли считать инновационным проект внедрения системы SAP в “Аэрофлоте”, в ходе которого за 18 месяцев удалось развернуть 11 модулей. Дело в том, что ПО SAP внедряется в этой авиакомпании уже не в первый раз, и прежние попытки были признаны неудачными. Вероятно, сейчас внедрение прошло вполне успешно. Сообщается о его удивительных финансовых результатах: в первый же год удалось сэкономить 25 млн. евро за счет выявления ошибок в лизинговых договорах и дублирующих денежных выплат по 2,5 тыс. контрактов. Чем не инновация?

Несколько подкорректировал определение “правильной инновации” ИТ-директор “Росатома” Евгений Чаркин. Он подчеркнул, что для его организации важны не только выход на новые рынки или выпуск новой продукции, но и гарантирование безопасности эксплуатации объектов атомной отрасли. С этим трудно не согласиться, поскольку некоторые инциденты здесь чреваты столь гигантскими потерями, в том числе и финансовыми, что снижение риска таких событий в долгосрочной перспективе можно интерпретировать и в терминах экономической эффективности. Впрочем, Евгений Чаркин оказался на данной конференции одним из немногих пропагандистов инновационного развития, не упомянувших продукты SAP. Он отметил особую роль в решении проблем безопасности таких ИТ-ресурсов, как суперкомпьютеры, грид-системы и средства управления жизненным циклом специфических для атомной отрасли промышленных объектов.

И тем не менее на роль своего главного образца “правильных инноваций” SAP совершенно определенно выдвигает СУБД SAP HANA. Если сегодня в нашей стране есть 12 партнеров, сертифицированных SAP по данному продукту, то к концу года их число планируется довести до 40. Для наращивания популярности решений SAP, базирующихся на этой платформе, очень важно продемонстрировать ее преимущества на множестве реальных внедрений. Вероятно, именно этим можно объяснить инициативу, обнародованную на форуме Виталием Постолатием, в рамках которой 100 клиентов, объявивших о желании испытать HANA в качестве платформы для своих бизнес-приложений, получат соответствующее ПО для пилотного использования бесплатно.

К инициативе присоединилось российское представительство HP, глава которого Александр Микоян пообещал 30 из упомянутой сотни клиентов, чьи проекты будут признаны наиболее интересными и перспективными, передать бесплатно на период тестирования (до 2-х месяцев) еще и сертифицированное для HANA серверное оборудование HP. В частной беседе Виталий Постолатий не исключил, что к инициативе захотят присоединиться и другие поставщики аппаратных средств, сертифицированных для работы с HANA.

После того как полтора года назад представительство SAP в СНГ объявило о запланированном к 2015 г. выходе на уровень годового дохода в 1 млрд. евро, общественность при каждом удобном случае пытается выяснить, насколько успешно компания движется к столь амбициозной цели. Но поскольку “SAP СНГ” не раскрывает свои финансовые показатели, дать содержательный ответ на этот вопрос руководству московского офиса довольно трудно. Вот и на сей раз Виталий Постолатий в качестве доказательства успешности продвижения к указанной цели привел информацию о том, что в I квартале нынешнего года “SAP СНГ” показала лучшие результаты среди отделений SAP в развивающихся странах. Факт сам по себе замечательный, но в данном контексте он ни о чем не говорит, поскольку, как известно, “SAP СНГ” опережает их уже на протяжении последних двух лет. Как известно, в развитие московского представительства и усиление своего присутствия на местном рынке головная компания делает большие инвестиции. В частности, к 2015 г. планируется удвоить штат “SAP СНГ” и довести его до 1600 человек. Новый президент SAP по региону Центральной и Восточной Европы Майкл Кляйнемайер даже пообещал принять в состав “SAP СНГ” 300 лучших местных специалистов. Вероятно, речь в данном случае все-таки идет не о переманивании квалифицированных консультантов по решениям SAP у собственных партнеров, а о поиске специалистов у конкурентов.

Версия для печати (без изображений)