Свое первое публичное мероприятие в России американская компания Tableau Software решила посвятить довольно узкой теме — представлению новшеств последней, восьмой версии своего продукта Tableau. Невольно вспомнился Высоцкий: “Фильм часть седьмая, тут можно поесть, потому что я не видал предыдущие шесть”. Однако, как оказалось, в нашей стране уже есть пара десятков компаний, использующих средства бизнес-анализа и визуализации его результатов от этого вендора, среди которых YOTA, Сбербанк, Газпромбанк, банк “Открытие”. Есть у Tableau и два российских партнера — фирмы “Аналитика плюс” и “Войд”, которые получили этот статус относительно недавно.

Tableau Software возникла в 2003 г. в Стэнфордском университете, несколько специалистов которого захотели усовершенствовать средства BI и визуализации, сделав их более доступными как бизнес-менеджерам, так и разработчикам. Продукт Tableau представляет собой BI-платформу, содержащую мощные средства доступа к данным из множества разнородных источников и визуальные инструменты проектирования запросов, которые описываются собственным языком VizQL (Visual Query Language) и транслируются в стандартные конструкции запросов SQL и MDX (Multidimensional Expressions) к одной или нескольким БД. Есть интерфейсы для обращения к разным дистрибутивам Hadoop. Наряду с непосредственными запросами к БД допускается загрузка набора данных в in-memory СУБД для последующего быстрого анализа.

В состав Tableau включены коннекторы для взаимодействия с СУБД ведущих вендоров (Oracle, Microsoft SQL Server, Teradata, IBM DB2 и Netezza). Многие известные поставщики BI-платформ используют инструменты визуализации Tableau в своих продуктах по OEM-соглашениям, в частности, в Oracle Essbase Visual Explorer (контракт был заключен еще в 2005 г. прежним владельцем OLAP-сервера Oracle — компанией Hyperion).

Как рассказал директор по продажам Tableau в регионе EMEA Марко Рапетти, в новой версии продукта расширен спектр визуальных представлений результатов анализа, повысилась производительность рендеринга, увеличилось число доступных источников данных, включая и облачные Salesforce и Google Analytycs, стала возможна интерактивная работа конечных пользователей на любом устройстве (включая мобильные) через интерфейс популярных браузеров. Сегодня у компании более 10 тыс. заказчиков из 100 стран — от малых фирм до таких гигантов, как Apple, Coca-Cola и Facebook. По результатам прошедшего года Tableau впервые попала в сегмент лидеров гартнеровского квадранта в области BI и бизнес-аналитики.

Эксперты Gartner отмечают, что до сих пор Tableau акцентировала свои усилия на развитии горизонтальной платформы и не занималась созданием отраслевых решений, предоставляя делать это своим партнерам. По мнению Gartner, компании следует уделить больше внимания развитию собственной партнерской сети за пределами Северной Америки. Не исключено, что именно этим объясняется активизация деятельности Tableau в России. Пока что большая часть клиентов компании располагается на американском континенте, однако у нее появились офисы в Лондоне, Дублине, Сингапуре и Токио. Поддержка всех заказчиков в регионе EMEA ведется через офис в Лондоне. Часть этой работы может брать на себя местный партнер. Светлана Шевчук, генеральный директор одного из них — фирмы “Аналитика плюс”, пояснила, что наряду с прямыми продажами вендор предоставляет такую же возможность и локальным партнерам.

Об одном из проектов, выполненных с участием “Аналитики плюс”, рассказала Наталья Любимова — менеджер компании Yota Networks, занимающейся строительством и эксплуатацией сети LTE в 32 регионах России. Для оперативного управления бизнесом необходимо было обеспечить руководство компании и менеджеров среднего звена информацией о текущем состоянии сети и проблемах в ее эксплуатации, а также предоставить полную картину реализации планов по строительству и вводу в строй новых объектов. Источниками данных являются геоинформационная система, хранилище данных под управлением СУБД HP Vertica, учетные приложения “1С”, таблицы Excel и информация из HP Service Manager. В течение трех недель были спроектированы 140 отчетов и 26 аналитических приборных панелей (dashboard), содержащих более сотни KPI.

Насколько серьезен интерес Tableau к российскому рынку? С одной стороны, Марко Рапетти, отметив хорошие экономические показатели нашей страны, назвал ее одной из приоритетных, с другой — он признал, что вопрос о российской локализации продукта пока еще однозначного ответа не имеет: все будет зависеть от успехов компании на местном рынке. В настоящее время в Tableau поддерживается восемь языков, включая японский, бразильский диалект португальского и корейский. Судя по вопросам слушателей презентации, они хотели бы видеть не только языковую локализацию, но также поддержку региональной структуры на российских картах, почтовых индексов и т. д.

Еще одно любопытное объяснение возросшей международной активности Tableau Software следует из появившегося в начале апреля в Forbes сообщения о предстоящем летом нынешнего года ее выходе на IPO. Время для этого шага выбрано довольно удачно: последние несколько лет выручка компании ежегодно удваивалась и в 2012 г. составила 127,7 млн. долл. Сохранится ли ее интерес к России после IPO? Посмотрим.