Многие основатели технологических стартапов испытывают волнение по поводу того, что потенциальные инвесторы могут “увести” идею их компании, чтобы заработать затем денег без самих авторов идеи. Несмотря на то что такие случаи довольно редки, они всё-таки происходят, поэтому мы поговорим о том, как можно избежать подобного развития событий.

Для начала стоит сказать, что вероятность того, что инвестор самостоятельно реализует принесенную вами бизнес-идею, действительно невысока. У него уже есть, как минимум, один достаточно успешный и прибыльный бизнес, и если ваша бизнес-идея не относится к тем, которые будет легко встроить в уже существующую компанию, вряд ли инвестор бросит свои текущие дела и станет снова на тернистую тропу стартапа. Куда больше проблем бывает с партнерами и первыми наемными работниками, которые часто, видя перспективность бизнес-модели, уходят и основывают клоны тех компаний, в которых они работали.

Впрочем, сам путь к инвестициям весьма труден, и зачастую информация успевает пройти через множество связанных с инвестором людей — помощников, секретарей и т. д. Именно они могут быть источником утечки информации, которая станет фатальной для всего вашего проекта.

Что же может сделать основатель стартапа, чтобы защитить свою бизнес-идею при поиске инвесторов? На первый взгляд, он совершенно беспомощен против недоброжелателей, однако при грамотном подходе риски можно снизить практически до нуля.

Самое главное, на что следует ориентироваться, — это репутация инвестора. Если он проинвестировал уже не один стартап в той области, в которой вы планируете работать, то вряд ли такой инвестор станет красть вашу бизнес-идею. Здесь можно руководствоваться пословицей “своя рубашка ближе к телу”: в профессиональном сообществе, где все друг друга знают, постоянно работающий в нем инвестор не станет портить свою репутацию. Поэтому не стоит искать тех, кто будет вкладываться под меньший процент или кто легче соглашается на инвестиции: лучше постараться выполнить все требования известного и уважаемого инвестора, чем работать с кем попало — это принесет проекту пользу с разных сторон, а не только с точки зрения информационной безопасности.

Бизнес-ангелы в таком аспекте будут более предпочтительны, чем венчурные инвесторы и особенно различные инвестиционные компании и фонды, поскольку они более глубоко участвуют в инвестируемом проекте и соответственно работают в той же области, гораздо больше дорожа своей репутацией, чем инвесторы-профессионалы. Правда, бизнес-ангел может уговорить стартапера реализовывать свой проект в рамках его, бизнес-ангела, компании — но это уже совсем другие риски, о которых мы здесь не будем говорить.

В поиске инвесторов полезно прибегать к помощи различных ассоциаций, фондов, стартап-инкубаторов и т. д. Если это опять-таки известные и уважаемые организации, то они смогут помочь вам выйти на инвесторов через надежные каналы, сократив путь информации о проекте от вас до инвестора и передавая эту информацию только в проверенные руки. Ко всему прочему такие организации помогут вам с технической и юридической сторон налаживания отношений с инвестором.

Кстати, о юридических вопросах. Не стоит забывать о таком важном документе, как соглашение о неразглашении или о конфиденциальности. Не стесняйтесь предлагать инвестору напрямую подписать подобное соглашение, нормальный бизнесмен никогда не откажется подписать такой документ, не противоречащий его интересам. Если же он все-таки отказывается, то имеет смысл поискать другого инвестора.

Когда вы строите свой бизнес на технологических ноу-хау, которые можно запатентовать, то стоит это сделать перед тем, как идти к инвестору, в этом случае любая попытка присвоить ваше изобретение будет незаконной, и средств, которые выплатят вам в качестве компенсации, может оказаться достаточно для старта своего бизнеса. Патентование стоит не так уж дорого, хотя простым этот процесс назвать нельзя. Впрочем, стартапер должен быть готов тратить много времени на новые для себя и совсем не простые вещи.

Нужно, однако, понимать, что если ваш бизнес строится на создании чего-то, что уже реализовано в других странах или просто в других регионах, то идею вам защитить не удастся, так как она лежит на поверхности. То есть при реализации стратегии быстрого выхода на рынок лучше не тратить времени на защиту того, что по определению нельзя защитить, иначе вы упустите драгоценное время и потеряете свое единственное преимущество на рынке.

Конечно, универсальных рецептов защиты своих идей от посягательств не бывает. Бизнес — это творчество, и к вопросу обеспечения его информационной безопасности с самых первых дней нужно подходить творчески.

Автор статьи — ведущий аналитик компании SearchInform.

Версия для печати