По оценке аналитической компании IDC, в 2012-м рынок бизнес-аналитики (Business Intelligence, BI) вырос на 8,7% до 34,9 млрд. долл., что ниже, чем в 2011-м, когда рост составил 15%. По прогнозу компании, до 2017-го объем продаж BI будет ежегодно увеличиваться в среднем на 9,7%. Прошлогодний прогноз IDC на этот же период обещал ежегодный рост на 10,1%, но аналитики его скорректировали в меньшую сторону, объяснив это продолжающимися проблемами в мировой экономике. Тем не менее по темпам роста в 2012-м аналитический сегмент значительно опередил мировой рынок ПО (рост на 3,6%) и рынок ИКТ (2,9%). Это связано с тем, что несмотря на неблагоприятную текущую экономическую ситуацию, предприятия и вендоры уделяют большое внимание средствам для работы с Big Data, и поэтому технология BI заинтересовала высшее руководство компаний. Кроме того, подъему способствует и то, что, начиная с прошлого года, бизнес-аналитика стала пользоваться массовым спросом, поскольку такие инструменты все шире применяют организации самых разных размеров из разных отраслей и стран.

IDC определяет BI как комбинацию, состоящую из платформ для создания информационных хранилищ; средств повышения эффективности управления (Performance Management) и BI-инструментов; аналитических приложений. В качестве важной тенденции рынка BI аналитики отметили значительный сдвиг в сторону облачных решений. Хотя провайдеры уже давно предлагают облачные услуги в области бизнес-аналитики, спрос на такие сервисы стал быстро расти только прошлом году и, по прогнозу, подъем продолжится в обозримом будущем.

Кроме того, в последнее время многие вендоры выпустили BI-системы, размещаемые в оперативной памяти, которые имеют значительные преимущества перед традиционными по скорости обработки запросов. Ожидается, что заказчики будут все активнее переходить на такие системы, и это подстегнет развитие рынка BI. Ограничивающим же фактором в превращении BI в инструмент массового спроса является дефицит квалифицированных специалистов по ИТ и бизнес-аналитике.

Рассматривая развитие рынка BI по сегментам, IDC отмечает, что в 2012-м самым быстрорастущим был сегмент информационных хранилищ (10,8%), а каждый из двух других сегментов вырос на 7,7%.

Хотя на долю пятерки ведущих поставщиков приходится почти две трети рынка BI (см. таблицу), остается довольно большое пространство, которое делят между собой сотни независимых производителей ПО, работающих в 12 секторах рынка бизнес-аналитики. Одни из них предлагают единственный инструмент или приложение, а другие выпускают целый пакет, охватывающий несколько секторов рынка. Отдельные из этих производителей фокусируются на определенных бизнес-процессах или отраслях, а другие поставляют горизонтальные решения для всех пользователей. Кроме того, поставщики используют разные модели бизнеса (например, коммерческое ПО или Open Source) и варианты развертывания своих систем (на площадке заказчика, в частном или публичном облаке).

Поскольку рынок бизнес-аналитики становится массовым, это привлекает к нему новых вендоров и заставляет традиционных поставщиков увеличивать инвестиции в BI. Но чтобы преуспеть на таком высоко конкурентном поле, вендоры должны выделиться на фоне соперников, причем не только с точки зрения особого аналитического функционала, но и за счет возможности поставлять заказчикам готовые решения либо самостоятельно, либо вместе с партнерами.

Доход ведущих вендоров рынка BI, 2010—2012 г.г.
Доход (млн. долл.)Доля рынка (%)Рост (%)
2010 г.2011 г.2012 г.2010 г.2011 г.2012 г.2011/20102012/2011
Oracle5 212,86 139,06 484,618,719,118,617,85,6
SAP4 022,94 773,85 223,514,414,915,018,79,4
IBM3 898,64 451,14 599,014,013,913,214,23,3
Microsoft2 106,62 347,12 706,77,57,37,811,415,3
SAS2 009,32 262,32 423,27,27,06,912,67,1
Другие10 695,212 154,713 480,138,237,838,5013,611,0
Всего27 945,432 128,034 917,1100,0100,0100,015,08,7

Источник: IDC

Версия для печати